Содержание
В начало
Ответственность за нарушение в сфере закупок
Оценка нарушений в сфере закупок
Когда наступает уголовная ответственность
Штрафы по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Наиболее распространённые правонарушения в сфере закупок
Как не допустить ошибок
  • Статьи
  • Штрафы за нарушение условий госзакупок

Штрафы и ответственность за нарушение условий госзакупок

Рассказали, как снизить риски и не попасть под ответственность во время закупок

Госзакупки — это шанс для бизнеса выйти на новый уровень: поставщики могут заключать выгодные контракты, расширять производство, строить долгосрочные планы, но при этом обязаны соблюдать чёткие требования. Исполнителям нужно заранее разобраться в требованиях закона, а также внимательно ознакомиться с извещениями, условиями контракта и степенью ответственности.

В статье разберём, что грозит за нарушение порядка в госзакупках и как понять, не нарушаете ли вы законодательство. Статья будет полезна тем, кто только начинает работать с госзакупками, а также тем, кто уже участвует в тендерах и хочет защитить свой бизнес от ненужных рисков.

Ответственность за нарушение в сфере закупок

Должностные лица и компании, которые участвуют в закупках, обязаны соблюдать законодательство.

В список участников входят:
Муниципальные и госучреждения по 44‑ФЗ.
Госкомпании, корпорации и естественные монополии по 223‑ФЗ.
Исполнители, подрядчики и поставщики.
Банки с госучастием.
Операторы крупных инфраструктурных объектов.
Операторы электронных торговых площадок.
Члены комиссий по торгам, контрактные управляющие и руководители.

Чтобы быть уверенными в своих действиях во время электронных тендеров, участникам важно опираться на законы.

Рассмотрим ключевые из них:



  • 44-ФЗ регулирует торги муниципальных и государственных нужд. По нему работает большинство госзаказчиков.
  • 223-ФЗ используется для закупок госкомпаний, госкорпораций и естественных монополий.
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях. Здесь закреплены меры наказания за ошибки. Для госзакупок по 44‑ФЗ основные меры наказания описаны в ст. 7.30.4 КоАП РФ. Эти статьи охватывают разные виды нарушений — от ошибок в планировании закупок до неправильного заключения контрактов. Для закупок по 223‑ФЗ в КоАП РФ не предусмотрены отдельные статьи, регулирующие ответственность поставщиков. Основные меры ответственности за нарушения законодательства несут заказчики по ст. 7.30.2 КоАП РФ. Поставщики несут ответственность согласно гражданскому законодательству и условиям контрактов.
  • Уголовный кодекс РФ. В ст. 200.4, 200.5, 200.6 и 304 описываются случаи, когда ответственность наступает за серьёзные преступления в этой области.

Поставщики и подрядчики участвуют в закупочном процессе наравне с госзаказчиками и отвечают за точность своих действий — от подачи заявки до исполнения контракта. Чтобы избежать недоразумений, стоит внимательно относиться к оформлению документов, срокам поставки и условиям договора.

Любое нарушение порядка в тендерах не остаётся без внимания. Чаще всего ответственность ложится на должностных лиц — это контрактные управляющие, руководители компаний и члены закупочных комиссий.

Оценка нарушений в сфере закупок

Электронные торги и аукционы находятся под пристальным вниманием ФАС, прокуратуры и Счётной палаты. Ведомства следят за порядком, чтобы всё проходило честно и по правилам.

Вот что обычно проверяют контролирующие органы:
Правильно ли выбран вид закупки. Например, если нужно провести электронный аукцион, а вместо этого заказчик сделал запрос предложений без веской причины — это нарушение порядка. Важно правильно выбирать способ электронных торгов — от этого зависит прозрачность, скорость и законность процесса.
Обоснована ли начальная цена контракта — НМЦК. Цена должна быть реальной и подтверждённой документами.
Соблюдаются ли сроки и этапы процедуры. Например, если поставщик не подписал контракт в срок или затянул с предоставлением обеспечения заявки, это может повлечь санкции.
Корректно ли оформлены документы.
Пример

Подрядчик выиграл аукцион на поставку оборудования для муниципалитета. ФАС решила проверить этот тендер и выяснила: заказчик сначала планировал участвовать в электронном аукционе, а потом без явных причин провёл запрос предложений, закрытую процедуру отбора участников, чтобы снизить конкуренцию. Это уже нарушение порядка. Заказчика оштрафовали по п. 6 ст. 7.30.1 КоАП РФ.

Административные наказания за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ

Если вы только начинаете участвовать в закупках по 223-ФЗ, важно не только научиться правильно оформлять заявки и отслеживать тендеры, но и понимать, какие риски есть в случае ошибок.

Рассмотрим ситуации, с которыми могут столкнуться начинающие поставщики.

Размещение недостоверной информации


Если вы загрузили в ЕИС документы с искажёнными сведениями, например, загрузили акт с неправильными данными, разместили сведения о заключённом договоре, в котором указана неверная цена исполнения или не указаны реквизиты вашей компании — всё это квалифицируется как недостоверная информация. Для юрлиц размер штрафа может составить до 50 000 рублей, а для ответственных сотрудников — до 40 000 рублей по п. 1 ст. 7.30.5 КоАП РФ.

Ошибки в документах


Если вы подали документы с ошибками или неправильно оформили заявку, заказчик может её отклонить, а на вас наложат штраф. За это предусмотрено наказание по п. 2 ст. 7.30.4 КоАП РФ — штраф до 30 000 рублей для юрлиц и предупреждение, или штраф до 10 000 рублей для должностных лиц.

Нарушение условий исполнения договора


Например, если вы указали, что поставите ноутбуки с 16 ГБ ОЗУ, а на деле пришли модели с 8 ГБ — это нарушение порядка исполнения контракта. То же самое относится к ситуации, когда вы должны были установить 100 кондиционеров, а установили 85. Либо сорвали сроки поставки. Даже если причина задержки — логистика или проблемы с подрядчиком, вы отвечаете за соблюдение сроков.

В этих случаях заказчик может расторгнуть с вами контракт по п. 15 ч. а) и ч. б) ст. 95 44-ФЗ, включить компанию в Реестр недобросовестных поставщиков по п. 2 ст. 104 44-ФЗ или наказать штрафами, если пункт про штрафы указан в условиях контракта.

Ответственность наступает при существенном нарушении условий контракта. Размер штрафа может быть фиксированным (например, 10% от суммы договора) или рассчитываться от объёма просрочки. В КоАП РФ прямой статьи об этом нет, но ответственность может наступить по ст. 7.30.4 или ст.7.30.5 КоАП РФ.

Административная ответственность по 44-ФЗ

С начала марта 2025 года вступили в силу важные поправки в КоАП РФ, связанные с законом 44‑ФЗ.

Рассмотрим основной перечень административной ответственности.

Задержка с подписанием договора


Вы победили в закупке, но не заключили контракт с заказчиком вовремя. Даже если причина связана с техническими сбоями или вы забыли нажать кнопку «Подписать ЭЦП», это повлечёт ответственность от 5000 до 30 000 рублей по п. 2 ст. 7.30.2 КоАП РФ.

Неправомерное изменение условий контракта


Изменять условия уже заключённого договора можно только в определённых случаях, которые прописаны в п. 1 ст. 95 № 44-ФЗ. Если вы договорились с заказчиком, например, поднять цену, поменять сроки или сократить объём работ, но это не подпадает под разрешённые законом основания — такое изменение считается незаконным

Когда менять условия разрешено:
Цена выросла не больше чем на 10%, что связано с тем, что материалы подорожали.
Изменились реквизиты сторон или произошла техническая ошибка в контракте.

Во всех остальных случаях менять условия нельзя — иначе это может повлечь наказание по п. 4 ст. 7.30.2 КоАП РФ для юрлица — 1% от суммы контракта, но не менее 200 000 рублей и не более 400 000 рублей, а для должностных лиц — 1% от суммы, но не менее 50 000 рублей и не более 200 000 рублей.

Расторжение договора в одностороннем порядке


Должностным лицам грозит предупреждение или штраф до 50 000 рублей, для юрлиц — до 200 000 рублей по п. 9 ст. 7.30.2 КоАП РФ.

Неправомерное расторжение контракта


Если вы расторгли договор в одностороннем порядке, не соблюдая процедуру, это может привести к санкциям по п. 9 ст. 7.30.2 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц — от 10 000 до 50 000 рублей, для компаний — от 100 000 до 200 000 рублей.

Повторные нарушения = дисквалификация


В этом случае п. 10 ст. 7.30.2 КоАП РФ регламентирует, что участника могут дисквалифицировать на срок от 1 до 2 лет, если последует очередное невыполнение законодательства.

По 44-ФЗ административная ответственность действует в течение одного года с момента нарушения.

С 1 января 2026 года в № 44-ФЗ вступают изменения. Закон № 138-ФЗ меняет правила для всех участников закупок, делая процесс прозрачнее и честнее. Члены конкурсной комиссии смогут исключать из конкурса тех, кто не соответствует требованиям или дал недостоверную информацию — и делать это можно будет в любой момент до объявления результатов.

Это касается не только обязательных правил закона, но и дополнительных условий, которые ставит заказчик. Кроме того, заказчик сможет отказаться заключать контракт с победителем, если вдруг выяснится, что тот не соответствует критериям. Всю ответственность за достоверность данных в заявке будет нести участник закупки.

Когда наступает уголовная ответственность

Меры уголовной ответственности наступают не только за факт преступления, но и за попытку обойти закон. Дела чаще всего возбуждаются по результатам проверок прокуратуры или ФАС, если проверяющие органы выявили серьёзные нарушения законодательства.

Уголовная ответственность наступает, если участник:



  • Подделал документы. Когда участник закупок сознательно искажает данные в отчётах, протоколах или договорах, чтобы скрыть нарушения, он попадает под ст. 327 УК РФ.
  • Занялся коррупцией. Это регламентируют ст. 290 и 291 УК РФ.
  • Намеренно нарушил условия договора по ст. 293 УК РФ — халатность, ст. 159 УК РФ — мошенничество.
  • Злоупотребил полномочиями должностных лиц. Допустим, руководители или сотрудники используют своё положение, чтобы обойти закон и заработать на этом, они попадают под ст. 285 УК РФ.

Штрафы по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Вот удобная и понятная таблица с актуальными нарушениями по 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые действуют с 1 марта 2025 года. Её можно использовать как чек-лист для самопроверки — распечатайте и держите под рукой, чтобы снизить риски нарушений.

Список нарушений по госзакупкам
Список нарушений по госзакупкам

Наиболее распространённые правонарушения в сфере закупок

Исполнители могут:


  • Ошибиться при оформлении документов. Например, если предприниматель неправильно считает начальную максимальную цену контракта или не прикладывает обоснование цены, такие ошибки сразу видны проверяющим.
  • Пропустить сроки подписания контракта. Победитель тендера должен подписать договор вовремя, иначе участника занесут в Реестр недобросовестных поставщиков. Это серьёзный удар по репутации и бизнесу.
  • Поставка товара, не соответствующего требованиям контракта. Если качество продукции или её характеристики не совпадают с договорённостями, заказчик вправе отказать в приёмке, что ведёт к финансовым потерям и репутационным рискам.
  • Неправильное оформление отчётной документации по исполнению контракта.

Как не допустить ошибок

Когда вы участвуете в тендере в первый раз, требуется повышенное внимание к деталям.

Что надо знать участникам исполнителям:
Проверяйте документы, которые вы сами подаёте как исполнитель — заявку, акты выполненных работ, счета и сопроводительные бумаги и соблюдайте сроки подачи. Кроме того, важно внимательно изучать и подтверждать документы, которые присылает заказчик, например, протоколы, изменения в контракте и акты приёмки.
Сохраняйте все документы и уведомления — это могут быть заявки, подтверждения о подаче, акты выполненных работ, счета-фактуры, переписка с заказчиком и электронные уведомления из ЕИС. Документы понадобятся, если возникнут вопросы у контролирующих органов.