В бизнесе есть правила работы с наличными. Основное — нужно вести учёт и соблюдать лимиты на использование наличных, если вы юридическое лицо. Для ИП всё проще. Подробности можно изучить на сайте Центрального банка России.
Как принимать наличные
Через онлайн-кассу. Если вы принимаете наличные от физлиц, нужна касса. Она выдаёт клиенту чек и автоматически отправляет данные в налоговую. Без неё не обойтись, если вы продаёте товары или оказываете услуги на постоянной основе.
Каждая операция фиксируется в кассе или кассовой книге. Выручка должна быть оформлена приходным кассовым ордером. Обычно это делает бухгалтер.
Максимальная сумма расчётов наличными между организациями — 100 000 рублей на одну сделку. Но все операции должны подтверждаться документами. Поэтому обязательно сохраняйте акты выполненных работ, накладные, договоры, счета, чеки и расписки.
Для расчётов с физлицами, в том числе самозанятыми, лимита нет. Это относится к выдаче зарплаты, выплатам дивидендов и по договорам ГПХ.
Как использовать наличные
Наличные можно тратить на нужды бизнеса: закупку материалов, оплату аренды или ЖКХ, выдачу зарплаты, отпускных и командировочных. Важно оформлять каждую операцию правильно — через расходные кассовые ордера или чеки.
Как обналичивать деньги
Обналичивание — это получение денег с расчётного счёта компании на руки. Банк может брать за это комиссию. Для обналичивания нужно написать заявление или использовать бизнес-карту.
Иногда предпринимателю могут понадобиться наличные. Обычно у банка не возникает вопросов, если снимать наличные редко и небольшими суммами. Например, если вы привыкли таким образом рассчитываться за канцелярию с поставщиками.
Не стоит бояться пользоваться наличными, главное — делать это правильно. На курсе «Наличка: как использовать, чтобы не нарушить 115-ФЗ» мы рассказываем, как всё делать грамотно.