KPI расшифровывается как Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности, которые используются для измерения прогресса в достижении целей. Например, если вы владеете кофейней, то KPI кофейни могут быть: количество проданных чашек кофе за день, средний чек или процент возврата клиентов.
Для чего нужны KPI
Кому подходит система KPI
KPI полезны не только крупным компаниям, но и микробизнесу. Сфера деятельности компании или конкретного сотрудника также не имеет значения.
Конечно, работу менеджеров по продажам измерить проще, ведь их результаты всегда выражаются в конкретных числах: например, количестве сделок и объёме выручки. Креативная же работа чаще связана с качественными результатами. Текст или дизайн могут быть интересными и визуально привлекательными, но при этом никак не помогать бизнесу. Внедрить KPI для креативных команд сложнее — но это всё равно возможно.
Для измерения креативной работы используйте метрики, отражающие влияние работы сотрудника на бизнес. Например, работу копирайтера можно оценить по тому, сколько заявок на продукт оставляют клиенты после прочтения статьи. А работу дизайнера — по тому, насколько быстро человек ориентируется на сайте и понимает, куда нажимать.
Как разработать KPI с нуля
Определите цели бизнеса
Сформулируйте, чего вы хотите достичь, внедряя KPI в рабочие процессы. Увеличить прибыль? Расширить клиентскую базу? Улучшить качество обслуживания? Без чёткой цели система KPI будет бесполезна.
Сформулируйте задачи
Разбейте каждую цель на задачи. Например, если цель — увеличить выручку, то задачи могут быть такими:
- повысить средний чек;
- увеличить количество продаж;
- запустить рекламную кампанию.
Выберите KPI
Для каждой задачи выберите 1–2 измеримых ключевых показателя эффективности.
Настройте систему сбора данных
Вся система KPI держится на данных, которые аккумулирует бизнес: информации о выручке, количестве клиентов и заказов, объёму трафика, количестве произведённых товаров, количестве заявок на обратный звонок.
Собирайте данные непрерывно и с одинаковой периодичностью, при этом лучше всего делать это автоматически через CRM-системы или сервисы аналитики, чтобы исключить вероятность ошибки. Но на старте собирать данные можно и просто в Excel-таблице.
Закрепите KPI за сотрудниками
Каждый показатель должен быть привязан к конкретному сотруднику или команде. Например, менеджеры по продажам отвечают за количество сделок, а маркетолог — за эффективность рекламы.
Обсудите KPI с сотрудниками
Объясните каждому сотруднику, что такое KPI, зачем они нужны и как влияют на общий успех компании. Убедитесь, что цели понятны, и что сотрудники считают их достижимыми.
Мотивируйте сотрудников
Свяжите выполнение KPI с поощрениями — например, можно привязать выплату премии к достижению поставленных целей. Это повысит мотивацию сотрудников и личную заинтересованность в успехе бизнеса.
Регулярно анализируйте результаты
Определите, как часто будете оценивать выполнение KPI: раз в неделю, месяц или квартал. Выбор зависит от специфики бизнеса, но стандартная периодичность — раз в три месяца. Так собственник может регулярно держать руку на пульсе, но при этом даёт сотрудникам достаточное количество времени на выполнение поставленного плана.
Корректируйте KPI при необходимости
Бизнес развивается, и иногда показатели нужно обновлять. Например, если вы уже достигли одной цели, ставьте новую, более амбициозную.