Маркетплейсы: с чего начать и как преуспeть

Пройдено: 0%
Модуль 1
Правила игры на маркетплейсах
01
15 минут
Как устроены маркетплейсы и как на них зарабатывают
02
15 минут
Анализ бизнес-модели
03
15 минут
Стратегия селлера
04
15 минут
Выбор товара
05
15 минут
Юнит-экономика и ценообразование
06
15 минут
Юридические нюансы торговли на маркетплейсах
Модуль 2
Аналитика
Меню курса
Меню курса
Юридические нюансы торговли на маркетплейсах

Что нельзя продавать на маркетплейсах?

При первом же посещении маркетплейса может показаться, что там можно купить всё что угодно. Но, конечно, это не так: есть ряд ограничений как со стороны закона, так и со стороны маркетплейсов, которые ограничивают продажу некоторых категорий товаров.

Например, запрещено продавать:
взрывчатые вещества и боеприпасы,
табачные изделия,
психотропные и ядовитые препараты,
животных,
растения,
драгоценные камни и редкие металлы,
антикварные предметы.

Также маркетплейсы могут устанавливать дополнительные ограничения. Например, есть группы товаров, которые:

можно продавать только при доставке своими силами,
можно продавать только со своего склада,
можно продавать только после предоставления документов, подтверждающих право на продажу.
Список запрещённых или ограниченных к продаже категорий товаров отличается от маркетплейса к маркетплейсу, а также периодически меняется. Прежде чем заходить на рынок маркетплейсов с определённым товаром, обязательно изучите правила продажи на конкретном маркетплейсе.
Какие будут последствия при продаже запрещённых товаров:
карточки с такими товарами блокируются;
при неоднократном нарушении правил реализации товаров на площадке личный кабинет продавца будет заблокирован;
предусмотрены штрафы, размер которых устанавливает сам маркетплейс.

Товарный знак и бренд

Товарный знак — это способ индивидуализации, который помогает привлечь внимание к товару, его производителю или продавцу. Регистрируя товарный знак, вы можете сформировать узнаваемый бренд и использовать его для успешного продвижения на рынке. Благодаря товарному знаку покупатели могут легко отличать товары одних компаний от других, а предприниматели могут защитить рынок от подделок.


Приведём некоторые примеры товарных знаков:

пирамида из леденцов на палочке Chupa Chups и флакон духов Chanel — объёмные товарные знаки;
Сбер, Яндекс — словесные;
мурлыканье кошки из рекламы Whiskas — звуковой.
Товарный знак не может:
быть общеупотребимым для обозначения товаров определённого вида;
являться общепринятым символом или термином;
как-либо характеризовать товар;
обозначать официальные символы, наименования и отличительные знаки (флаги, гербы, ордены, денежные знаки и т. п.);
обозначать объекты культурного наследия;
содержать названия песен, книг, имена персонажей — если у вас нет на них авторских прав;
содержать имена и псевдонимы известных людей;
вводить в заблуждение относительно товара;
использовать аморальные обозначения.

Регистрация товарного знака

Если вы выходите на рынок с эксклюзивным товаром, у которого есть отличительные особенности, который узнаваем и хорошо себя зарекомендовал, товарный знак точно стоит зарегистрировать. 


Главная цель регистрации — стать единственным правообладателем названия и запретить всем остальным использовать такое же или похожее название в бизнесе. Если вовремя не зарегистрировать товарный знак, может сложиться ситуация, когда недобросовестный конкурент первым «заберёт» себе бренд путём его регистрации в Роспатенте. Если такое произойдёт, законно использовать «свой» бренд вы больше не сможете: официально он будет принадлежать другой компании. Законный правообладатель может использовать товарный знак так, как ему хочется, — в том числе разрешать или запрещать другим его использовать, а также передавать исключительные права другому предпринимателю.


Для начала торговли товарный знак необязателен. Но есть множество рисков при использовании чужих товарных знаков. Например, если вы используете товарный знак крупного бренда, то велика вероятность, что маркетплейс запросит у вас разрешение на продажу.

Регистрация товарного знака в Роспатенте происходит на основе заявки, которая содержит:
заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака;
выбранное обозначение;
перечень товаров, к которым относится регистрируемый товарный знак;
описание выбранного обозначения.

Подробную инструкцию по регистрации товарного знака можно посмотреть на сайте Роспатента.

Общий срок регистрации товарного знака, включая время на приём заявки, регистрацию, экспертизу и выдачи свидетельства, — 18 месяцев и две недели. Но и этот срок может быть увеличен при необходимости.

Документы, подтверждающие качество товара

Как продавец, вы должны подтверждать покупателю соответствие товаров и услуг требованиям качества и безопасности. Как правило, сделать это можно при помощи сертификата соответствия и декларации о соответствии: эти документы подтверждают, что товар соответствует требованиям технических регламентов РФ, Таможенного союза, Евразийского экономического союза.


Для получения декларации нужно обратиться в лабораторию, которая проводит исследования, или в центр сертификации, где всё делается под ключ. Как правило, это обычные юридические лица, имеющие аккредитацию на проведение таких исследований. Информация о выданных сертификатах и зарегистрированных декларациях заносится в реестр Росаккредитации. С помощью этого же реестра каждый может проверить действительность сертификата или декларации.


Подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов удостоверяется маркировкой специальными знаками (например, в случае товаров обязательной маркировки — занесение в программу «Честный знак»).


По закону продавцы и производители некоторых видов товаров обязаны оформлять сертификаты и декларации. Например, эти документы обязательны для одежды и принадлежностей для новорождённых, медицинских изделий, футболок и нижнего белья и многих других товаров. Полный список товаров, требующих оформления документации, можно посмотреть в:


Конечно, многие покупатели с этими перечнями незнакомы, а значит, они всё равно могут запросить у вас как у продавца подтверждение качества. В качестве подтверждения, что ваши товары не требуют сертификации и декларирования, нужно предоставлять покупателям отказное письмо. Оформить отказное письмо могут юридические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые.

Если не предоставить отказное письмо в течение трёх дней, маркетплейс может заблокировать товар. Если документов не будет на большую часть товаров, могут заблокировать весь личный кабинет. Блокировка сохранится до момента, пока вы не предоставите документы.

Отказные письма могут выдавать только аккредитованные организации. Чтобы проверить у организации наличие аккредитации, найдите на сайте компании регистрационный номер формата RA.RU.11AB11 и введите его в реестре экспертов на сайте Росаккредитации.


Срок действия отказного письма по закону — один год. Ещё его могут выдать без указания срока действия: тогда оно считается бессрочным и действует, пока в список товаров для обязательной сертификации не внесут изменения.


Маркировка «Честный знак»

Маркировка — это надписи и графические знаки, которые наносят на товар для его идентификации в системах учёта. Обязательной маркировке подлежит сразу несколько групп товаров — например, табачная продукция, обувь, парфюмерия, шины и другие. Полный список можно посмотреть в распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018.


На некоторые категории товаров маркировка вводится поэтапно. Как это работает, можно понять на примере молочной продукции. С 1 сентября 2022 года требования маркировки распространялись только на розничные магазины. А вот уже с 1 декабря 2023 года требования коснутся также фермеров, общепита, образовательных и медицинских учреждений.


Маркировать товары должны юридические лица и ИП, которые занимаются:

импортом,
производством,
поставками,
торговлей оптом или в розницу.

Подробно все правила маркировки указаны на сайте национальной системы цифровой маркировки «Честный знак». Требования к маркировке меняются, меняются и группы товаров, к которым применяются эти требования. Поэтому перед выходом на маркетплейсы важно не только выбрать товар, определить стратегию продаж и рассчитать бизнес-модель, но и свериться с актуальными законодательными требованиями к маркировке.

Как вам урок?