Маркетплейсы: с чего начать и как преуспeть

Пройдено: 0%
Модуль 1
Правила игры на маркетплейсах
01
15 минут
Как устроены маркетплейсы и как на них зарабатывают
02
15 минут
Анализ бизнес-модели
03
15 минут
Стратегия селлера
04
15 минут
Выбор товара
05
15 минут
Юнит-экономика и ценообразование
06
15 минут
Юридические нюансы торговли на маркетплейсах
Модуль 2
Аналитика
Меню курса
Меню курса
Выбор товара

Выбор товара вызывает больше всего вопросов и трудностей у начинающих селлеров. В этом уроке мы подробно расскажем, на какие товары стоит обратить особое внимание при выходе на маркетплейс, а с какими, наоборот, лучше не выходить или выходить осторожно. 


Подробно разберём, как выбор связан со спросом и его видами, а также дадим практические советы по внешней аналитике и покажем, как осуществлять реальный поиск товаров с постоянным и сезонным спросом. Кроме того, попрактикуемся в Яндекс Wordstat и посмотрим, как выглядят в сервисе запросы на новостные и хайповые товары.

Сложные типы товаров

Прежде чем перейти к товарам, с которыми начинающему селлеру удобнее всего иметь дело, давайте остановимся на сложных товарах, к выбору которых стоит подходить с особым вниманием. К ним относятся: крупногабаритные товары (КГТ), хрупкие, с низкой ценой продажи, низким выкупом, возвратные товары, товары, требующие СГР (свидетельство о государственной регистрации), маркированные «честным знаком» («честный знак» — это государственная система цифровой маркировки и прослеживания продукции, защита от подделок, дефицита и роста цен).

Алексей Ручкин. Генеральный директор Seller24, предприниматель, трекер ФРИИ

Какие есть риски у этих групп товаров?


КГТ (например, мебель и крупная бытовая техника). Доставка таких товаров предполагает сложную логистику (на WB — только по типу FBS). Есть риск изменений параметров упаковок на маркетплейсах и другие риски. Кроме того, требования маркетплейсов к весу и габаритам товаров могут меняться: посмотреть актуальные требования можно в личном кабинете продавца на конкретном маркетплейсе.


Хрупкие (например, стекло, посуда и всё та же мебель). Возможны повреждения во время доставки, что ведёт к плохим отзывам покупателей и возвратам. Плохие отзывы, в свою очередь, влияют на рейтинг продавца. Так, один отзыв с тремя звёздами «роняет» рейтинг с 5 сразу до 4,5. Возможное решение для селлера, который всё-таки собирается иметь дело с такими товарами, — инвестиции в качественную упаковку. 


Низкая цена продажи (менее 800 рублей). На поле игроков в этой группе товаров много конкурентов, а при низкой стоимости самих товаров требуется большая доля расходов на продажу. Зачастую низкое качество товаров также не добавляет лояльности покупателей.


Низкая выкупаемость (к таким товарам относится одежда и обувь). При выкупаемости менее 40% складские остатки должны быть в 2 раза больше, чем при выкупаемости 80%. 


Возвратные (чаще всего также одежда и обувь). При разрыве между выкупаемостью и возвратами более 3% происходят большие потери на брак, особенно если это сочетается с низкой выкупаемостью.


Товары, требующие СГР (парфюмерия и косметика, средства дезинфекции и дезинсекции, биологически активные добавки, диетическое и лечебное питание, предметы личной гигиены, алкогольные и тонизирующие напитки и многое другое). Срок регистрации таких товаров составляет от 4 до 7 недель.


«Честный знак» (лекарства, табак, упакованная вода, молочная продукция, обувь, товары лёгкой промышленности, шубы, парфюмерия, шины и фототовары). Для товаров с «честным знаком» действуют специальные требования к их вводу и выводу, что делает невозможной их «прокачку» через самовыкупы или другие схемы.


Клиентский спрос

Прежде чем переходить к выбору товаров для выхода на маркетплейс, следует понять, каким вообще бывает клиентский спрос. С ним мы уже частично познакомились в предыдущем уроке про стратегии выбора товаров, но теперь настало время присмотреться к вариантам спроса внимательнее. Всего их четыре: постоянный, сезонный, новостной и хайповый.

Алексей Ручкин. Генеральный директор Seller24, предприниматель, трекер ФРИИ

Каждый вид спроса различается по уровню стабильности, финансовым рискам, времени, которое требуется потратить на развитие карточек товаров и по другим параметрам. Для каждого вида лучше всего подходит своя стратегия. Подробнее сравнить разные виды спроса можно с помощью этой сводной таблицы.

Сравнение типов спроса
Сравнение типов спроса

Выберите те варианты клиентского спроса, которые кажутся наиболее подходящими для вас, а мы подскажем, как выбирать товары для каждого из них.


Товары с постоянным спросом

В уроке мы используем сервис внешней аналитики MPStats — с его помощью можно удобно искать, анализировать и сравнивать данные по продажам и товарам на маркетплейсах. Там можно найти множество «витрин» с чистыми данными, тренды и прогнозы, рейтинги, отзывы, сведения о выкупаемости и даже поисковые запросы. Однако вы в своей работе можете использовать любой из удобных вам сервисов.

Есть три пути подбора товаров в MPStats: выбор ниши, поисковые фразы, каталог. Давайте наглядно познакомимся с каждым из них.

Алексей Ручкин. Генеральный директор Seller24, предприниматель, трекер ФРИИ
На что стоит смотреть в аналитике:
«Тренд», чтобы понять статус категории.
«Анализ сезонных эффектов», чтобы понять сезонность.
«Ценовая сегментация», чтобы понять распределение выручки по ценовым сегментам.
«Запросы» — для понимания, что именно ищут.
Выручка (руб.) и продажи (шт.) за период.
Товары с остатками, с продажами, бренды, продавцы и % с продаж.
Средняя и медианная цена продажи.
Средний % выкупа, в том числе с возвратами.

«Товары» фильтруем в соответствии с ценовой сегментацией, рейтингом, датой появления, количеством продаж и остатками на складах. Так мы можем сформировать список прямых конкурентов.

Хорошими показателями считаются:
Много продаж товаров из наличия, больше 60%.
У продавца есть закончившиеся товары.
Не очень много товаров на одного продавца.
Высокий процент выкупов, больше 50%.
Низкий процент возвратов, менее 5%.
Выручка на продавца, которая подходит вам, то есть соответствует или близка к вашему бюджету закупки.

Полученные данные нужно где-то для себя аккумулировать и как-то с ними работать. Лучше всего для этих целей подойдёт Excel.


Что ещё можно посмотреть у товаров с постоянным спросом? Визуальный и текстовый контент, УТП, упаковку, рейтинги, отзывы и вопросы-ответы. Это богатый источник сведений о качестве товаров конкурента и ожиданиях покупателей.

Смотрите товары с большими продажами и рейтингами ниже, чем у большинства. В комментариях вы сможете найти все ошибки продавца — учтите их в своей работе.

Смотрите на карточки товаров конкурентов, анализируйте, применяйте лучшие практики к себе, однако держите в уме, что несоответствие фото, характеристик, описания настоящему товару — гарантия плохих отзывов и потеря денег.

Как грамотно составить карточку товара?
1.
Название. Должно быть написано в соответствии с правилами маркетплейса. Длина не более 60 знаков, из символов можно использовать только точки. В названии не должно быть дублирующих определений.
2.
Фото и инфографика. 5–7 чётких и ярких фотографий, обязательно фото крупным планом. Инфографика также обязательна. С помощью неё мы подчеркиваем УТП и главные характеристики товаров. Если вы решили продавать одежду, то стоит указать на 4–5 слайде инфографики размерную сетку. Также стоит разместить фото с рекомендациями по уходу.
3.
Описание и характеристики. Длина текста ~ 1000 знаков. Текст простой, содержащий ключевые запросы и полностью раскрывающий информацию о товаре. Характеристики пишем максимально правдиво.

Товары с сезонным спросом

Есть товары, которые хорошо продаются только в течение какого-то одного сезона. Например, детские песочницы летом или зонты — осенью. Понять, какие именно товары являются сезонными, а также определить, когда их лучше продавать, вам помогут три сервиса: Яндекс Wordstat, MpStats и личный кабинет на Wildberries.

Алексей Ручкин. Генеральный директор Seller24, предприниматель, трекер ФРИИ

Первый этап при выборе сезонных товаров — обратиться к сервису Яндекс Wordstat для изучения поисковых запросов с привязкой к сезонам или даже конкретным дням. Это наиболее быстрый и бесплатный способ отобрать сезонные товары.


Второй этап — MPStats, а точнее отчёт «Анализ сезонных эффектов». Таким образом мы проверяем, действительно ли товар является сезонным на маркетплейсах, а также смотрим, когда нужно входить и выходить из сезона.


Третий этап — личный кабинет продавца на Wildberries. В нём можно оценить дефицит товара и сделать вывод о том, стоит ли выходить с этим товаром на маркетплейс или нет.

Давайте резюмируем особенности сезонных товаров:
1.
Большой трафик в период сезона (хватает даже новичкам).
2.
Есть возможность продавать с увеличенной маржой (когда спрос выше предложения, то и цены можно ставить выше).
3.
Очень высокая оборачиваемость товара (оборачиваемость — это срок, за который товар на складе превращается в деньги).
4.
Подходят для новичков на маркетплейсах (не надо конкурировать с многолетними карточками, как в нише товаров с постоянным спросом). Один из самых важных плюсов заключается в том, что все стартуют с нуля — особенно это относится к одежде. Новые карточки заводят под новый товар, и все находятся сначала примерно в равных позициях. Дела же с «постоянным составом» обстоят так: уже есть продавцы в топ-10, их карточки прокачены, имеют много отзывов, а для того, чтобы обогнать их, нужно много ресурсов и времени вложить в продвижение и рекламу.
5.
Сезонные товары — это, чаще всего, закупка на рынке (простая бизнес-модель — например, можно закупаться в московском ТК «Южные Ворота»).
6.
Быстрый взлёт и быстрое угасание дают в моменте быстрые деньги.

Товары с новостным и хайповым спросом

Новости и тренды — мощный триггер к всплеску продаж. Часто люди торопятся купить что-то, если переживают, что товар исчезнет из продажи или подорожает. Или если «поднимается хайп»: что-то вдруг стало крайне популярным благодаря новому видео в социальных сетях или недавно вышедшему фильму или сериалу — и этот предмет хотят иметь все, ну или почти все. 


Новостные и хайповые товары похожи на сезонные с точки зрения быстрого роста интереса к ним. Однако, в отличие от них, спрос на новостные товары может стабилизироваться и не падать долгое время — например, до выхода следующей новости, связанной с этой группой товаров.

Алексей Ручкин. Генеральный директор Seller24, предприниматель, трекер ФРИИ

Наиболее яркий пример этой группы товаров — «ушедшие товары», товары компаний, которые ушли из России в 2022 году. 


IKEA. Официально магазины IKEA начали закрывать в июне 2022 года. После этого на маркетплейсы вышли многие продавцы, предлагающие товары популярного бренда. А в ноябре 2022 года Яндекс Маркет даже сообщил, что выкупил оставшиеся товарные запасы ушедшего из России шведского ретейлера.


Линзы для глаз. Событие, послужившее триггером к активным продажам на маркетплейсах: Росздравнадзор раскрыл подробности ограничения поставок в Россию линз американской компании Johnson & Johnson (бренды Acuvue Oasys и Acuvue True Eyes).


Кофе Lavazza. Новость: итальянская компания-производитель кофе Lavazza остановит свою работу в России. Информация об этом появилась на сайте компании.


Отдельный подвид новостных товаров — хайповые, то есть товары, которые продаются «на хайпе», на волне популярности, например, какого-то героя. Вот некоторые из последних примеров:

«Барби». Можно отследить запросы по слову «барби» в Яндекс Wordstat, а также в MPStats: как только была объявлена дата премьеры фильма «Барби» и его стали промоутировать, запросы взлетели. Интересный факт: после запрета на показ фильма в РФ запросы продолжили расти.


«Уэнсдей». Перезапуск культовой «Семейки Аддамс» с Дженной Ортегой в главной роли также наделал шума. Особенно завирусилось видео танца главной героини сериала. Практически сразу после выхода сериала на Wildberries стали продаваться товары с соответствующей атрибутикой — и продаются до сих пор, хоть и менее активно.


Чебурашка. 1 января 2023 вышел новый фильм про Чебурашку. В программах аналитики и по Яндекс Wordstat также можно отследить взрывной интерес к игрушке.

Как грамотно выбрать товар

Товаров огромное множество, видов спроса тоже несколько… Так как же всё-таки грамотно выбрать товар для выхода на маркетплейс?

Определяем, будет ли это постоянный, сезонный, новостной или хайповый спрос.
Развиваем в себе продуктолога.
Общаемся с окружением для поиска поставщиков и производителей.
Учимся работать в MPStats.
Учимся работать в Excel.
Изучаем конкурентов и их ошибки.
Считаем будущую экономику и взвешиваем все риски.
И, конечно, запускаем продажи.
Учимся продавать по чуть-чуть. Главная задача — выйти на маркетплейсы, получить первые продажи и первые ожоги.
Начинаем с небольшой тестовой партии.
Считаем фактическую экономику своих продаж сразу, с первой продажи.
Всё время анализируем конкурентов, тестируем инструменты продвижения и рекламы.
Товар не зашёл — распродаём и пробуем другой товар.

О том, как считать фактическую и будущую экономику, расскажем в следующем уроке.

Как вам урок?