Потери, испорченный товар, возвраты — логистика всегда доставляет селлерам много хлопот. Рассказываем, как упростить работу с ней.
Сколько товара нужно поставлять? Лучше начать с тестовой партии — не более 100 штук. Так вы проверите спрос и не сильно потратитесь на хранение, если товар будет плохо продаваться. А дальше уже смотрите, как товары продаются, и считайте.
Когда продумываете объёмы поставок, учтите сезонные колебания и возможные акции. Если планируется что-то из перечисленного, нужно сделать дополнительные запасы.
И закладывайте объёмы возвратов — особенно в таких категориях, как одежда и обувь. Там процент возврата очень высокий, и ваш товар будет часто возвращаться. В них высокий процент возвратов, что создаёт дополнительный товарооборот: пока товар в пути, его нет на складе. Поэтому нужны увеличенные запасы.
В них высокий процент возвратов, что создаёт дополнительный товарооборот: пока товар в пути, его нет на складе. Поэтому нужны увеличенные запасы.
Важно не переполнять склад, чтобы не переплачивать за хранение.
Но есть и противоположная ошибка: не довозить товар и не считать оборачиваемость. Если вы довозите слишком мало товара, он уходит в out of stock и получает статус «Нет на складе».
Всё это критично влияет на продажи — чем медленнее вы доставляете товары, тем хуже алгоритмы будут показывать их покупателям.
Когда вы определитесь, с объёмом и складом, пора заняться упаковкой. У Wildberries есть свои требования к упаковке товара и тому, что можно использовать при транспортировке.
Ниже вы можете скачать требования Wildberries к упаковке товаров. Данные актуальны на август 2025 года. Самую свежую информацию всегда можно найти на сайте маркетплейса.
Ориентируйтесь на эти правила. А ещё рекомендуем делать упаковку как можно компактнее — чтобы товар не становился слишком габаритным, ведь это влияет на стоимость хранения и доставки.
Некоторые селлеры просто упаковывают свой товар в любой подходящий пакет или коробку. Так делать не стоит, иначе вы можете переплатить. Если дешевле хранить товар на монопалете, а не в коробках, то поставляйте его на монопалете.
Но здесь есть нюанс: объём товара должен быть подходящим, чтобы оставить его на палетах. Можно выбрать такую модель поставки для того, чтобы хранение пересчитывалось на палету, а не на каждую единицу товара.

Упаковывайте товар так, чтобы при возврате можно было отправить его обратно в таком же виде. Например, если продаёте одежду, не выбирайте пакеты с клеевой застёжкой. Лучше используйте пакеты с зиплоком, чтобы покупатель мог аккуратно упаковать вещь обратно.
Подбирайте упаковку, без которой товар не будет меняться в объёме. Например, не уменьшайте подушки и одеяла с помощью вакуума, чтобы поместить в маленький пакет. Ведь если покупатель решит вернуть товар после распаковки, тот просто не поместится обратно.
Не хитрите с габаритами. Да, может возникнуть желание занизить их значение при оформлении доставки, чтобы заплатить меньше. Но делать этого не стоит — помимо проблем с возвратами, вас могут ждать штрафы от маркетплейса.
Потери
Потери — тоже часть работы. Да, такое случается: товар может просто потеряться или его неправильно промаркируют. Это частая проблема, когда при поставке товара на склад маркетплейс клеит неправильный стикер для отслеживания движения товара.
В таком случае продажи идут не по тому артикулу. Да, сами продажи учитываются, но это могут быть разные товары с разной стоимостью.
Конечно, можно писать в поддержку, но проблемы не всегда решают быстро. Поэтому в расчётах стоит заложить случаи потери товара. Обычно это около 5%.
Отказы
Что происходит, когда покупатель отказывается от товара? Это зависит от вашей модели работы на маркетплейсе.
При FBO возврат поступит на склад, ближайший к покупателю, а не к продавцу. При FBS возврат тоже поедет на ближайший склад Wildberries, но можно подключить дополнительную платную опцию и отправлять такие товары в ПВЗ. А в случае с моделью DBS товар просто уедет обратно к продавцу.
.jpg?v=bfef1a85)
Алёна Шутова. Ведущий аналитик по маркетплейсам JVO
«На этом мы заканчиваем тему логистики. Если подойти к ней с умом — выбрать правильный склад, рассчитать объёмы, упаковать всё по правилам и заранее продумать возвраты, — вы сэкономите много денег и нервов»