Как открыть бизнес по франшизе

Пройдено: 0%
Модуль 1
Введение во франчайзинг, выбор франшизы
Модуль 2
Финансовые аспекты франчайзинга
Модуль 3
Юридические аспекты франчайзинга
11
6 минут
Какие виды договоров бывают
12
8 минут
Что регулирует договор
13
9 минут
На что обязательно обратить внимание в договоре
14
5 минут
Как выйти из-под франшизы
Меню курса
Меню курса
На что обязательно обратить внимание в договоре

Существует немало видов договоров, с которыми можно столкнуться при покупке франшизы. Но полноценную франшизу в полном её понимании вы получите только по Договору коммерческой концессии (ДКК). Иные виды договоров, даже Лицензионный и Договор предоставления услуг, по которым работают многие компании, называющие себя франчайзерами, не обеспечивают того объёма прав и инструментов, который составляет суть франшизы.

В ДКК в полном объёме должны быть прописаны права и обязанности обеих сторон (ваши и франчайзера) буквально на все случаи жизни, даже на непредвиденные. Учтите: ДКК составляет франчайзер, а значит, текст договора максимально направлен на защиту, прежде всего, его интересов. Вы можете влюбиться во франшизу, получив, как вам покажется, максимально полную информацию о ней, но, внимательно прочитав ДКК, поймёте, что можете потерять больше, чем приобретёте. Причём на законных основаниях.


Поэтому договор надо читать внимательно, вдумчиво, лучше с юристом. 

Итак, в договоре обратите внимание на следующие пункты.


1. Предмет договора — что вы получаете от франчайзера

Обязательный элемент — зарегистрированный товарный знак или знак обслуживания. Если такового у франчайзера нет, ДКК будет признан недействительным.
Иные объекты исключительных прав, например, коммерческое обозначение, секрет производства, ноу-хау.

Изучив этот пункт, вы поймёте, достаточно ли инструментов вы получите от франчайзера для осуществления коммерческой деятельности. К сожалению, на рынке встречается немало франшиз, наполнение которых, мягко говоря, не стоит тех денег, которые за них просят.


2. Срок действия договора, условия и процедуры расторжения договора в одностороннем порядке

Подробнее об этом мы говорим в уроке «Как выйти из-под франшизы».


3. Размер, сроки и назначение платежей в пользу франчайзера

Основные платежи в рамках франшизы — это паушальный взнос, роялти и маркетинговые платёжи, о них мы говорили в уроке «Паушальный взнос, роялти и другие платежи». Объём этих платежей устанавливает франчайзер. Есть франшизы без роялти, есть — без паушального взноса, много тех, которые подразумевают и то и другое. И наоборот, некоторые франчайзеры ни того ни другого не требуют.


Но, разумеется, цель продажи любой франшизы — это получение прибыли от франчайзи. Кроме паушального взноса и роялти, есть множество других способов заработать на франчайзи.


Например:

Подавляющее большинство франшиз в сфере розницы подразумевают заключение договора поставки: то есть вам заранее обозначают, сколько товара в денежном эквиваленте вы будете обязаны выкупать у франчайзера. Если вы покупаете такую франшизу, посмотрите в договоре, что будет товарными остатками, которые вы не сможете реализовать.
Посещение тренинга для новых франчайзи не у всех франчайзеров бесплатное. Хотя оно и прописано в описании франшизы в списке «Поддержка франчайзи», в договоре оно может быть указано как дополнительная услуга. Некоторые франчайзеры практикуют ежегодные слёты франчайзи и топ-менеджмента — кто-то поближе к региональному офису, а кто-то в Дубае. Оплачивать билет всё равно будете вы сами.
Стоимость ИТ-поддержки, услуг по обработке запросов клиентов, иных услуг франчайзера, от которых вы вправе отказаться, также должны быть прописаны в договоре.

4. Положения о разрешении споров в договоре

В договоре должно быть прописано, как именно, в каких случаях, в какие сроки и каким способом должны действовать обе стороны в случае возникновения конфликтов. Этот пункт может работать как в вашу пользу, так и наоборот. Главное, что вы должны из него вынести, — чего и как вы сможете добиться от франчайзера в досудебном порядке, если вдруг останетесь недовольны его работой. И наоборот: что франчайзер может потребовать от вас.

5. Положения о стандартах качества, процедуры контроля за их соблюдением и последствия их нарушения

Поверьте, этот пункт стоит прочесть крайне внимательно и изучить те самые стандарты, за нарушение которых вас могут оштрафовать и даже выгнать из сети. Добросовестные франчайзеры ответственно подходят к этому пункту и в большинстве случаев решают проблему нарушений, делая предупреждения и помогая франчайзи. Но есть и такие, кто вносит в список обязательных стандартов толщину огурцов в сэндвиче. Один лишний миллиметр может грозить вам штрафом, а повторные нарушения — расторжением договора.

Как вам урок?