Основой отношений между франчайзером и франчайзи является Договор коммерческой концессии (ДКК), о котором мы уже рассказывали в уроке «Какие виды договоров бывают».
Это официальная договорённость между двумя юридическими лицами, где одно разрешает другому использовать в коммерческих целях свой набор особых прав, бизнес-опыта и деловой репутации за установленное вознаграждение и при соблюдении условий правообладателя.
Рассмотрим, что именно он регулирует, то есть какие пункты должны в нём присутствовать.
•
Предмет договора: что именно предоставляется франчайзером. Набор исключительных прав, ноу-хау, логотипы, бизнес-модель базы данных, иные результаты интеллектуальной деятельности (РИД).
•
В каком объёме, на каком носителе и в какие сроки франчайзер обязан предоставить все РИД и объекты интеллектуальной собственности, имеющие материальную форму: франчбуки, технологии, описания бизнес-процессов, дизайн-макеты. Отсутствие этого пункта может привести к печальным последствиям. В судебной практике были случаи, когда франчайзи обвинял франчайзера в том, что тот слишком поздно или не в полном объёме предоставил то, что было им необходимо для осуществления деятельности по франшизе, и это привело к потере прибыли и отданных за франшизу денег. Но доказать это очень сложно, соответственно, и вернуть деньги тоже.
•
Способы использования: как франчайзи может использовать переданные ему права, в каком объёме, для каких целей.
•
Территория использования: город, страна, регион, есть ли ограничения на количество точек франшизы на одной территории или их удалённость друг от друга.
•
Вознаграждение: всё, что франчайзи должен платить франчайзеру на протяжении действия ДКК: паушальный взнос, роялти, если есть, маркетинговый взнос, иные регулярные платежи. Для каждого должно быть указано: сколько вы должны заплатить, за что и в какие сроки. Здесь же должны быть прописаны последствия несвоевременной или неполной оплаты, размер пени. Иногда можно добиться от франчайзера добавления в договор пункта о том, при каких обстоятельствах франчайзи будет иметь право на отсрочку платежа.
•
Количество точек, которое франчайзи вправе открыть. Как правило, франчайзи может открыть одну точку, на все последующие надо заключать новые ДКК, однако в первом ДКК может быть предусмотрено, что паушальный взнос за открытие последующих точек меньше или вовсе не взимается.
•
Способы коммуникации и официальные каналы связи между франчайзером и франчайзи. Это пригодится в суде, если одна из сторон будет доказывать, что не получила какой-либо значимой информации от другой.
•
Процедуры по всем обязательствам — как, кем, в какие сроки исполняются. Санкции за невыполнение обязательств одной из сторон и процедуры их применения.
•
Основания прекращения договора, процедура расторжения, обязанности сторон при досрочном расторжении ДКК, включая размер отступных и сроки их выплаты.
•
Антиконкурентные оговорки. Например, запрет на продажу продукции аффилированным лицам под видом оптовых покупателей.