
В 2019 году я решил открыть барбершоп. Почему барбершоп? Три вещи, которые люди делают всегда: едят, не жалеют денег на детей и занимаются собой. В России люди любят хорошо выглядеть. Я понимал, что это бизнес, который будет работать вне зависимости от того, что происходит. Стричься по-любому надо.
У нас с компаньоном не было никакого опыта, и мы подумали, что возьмём франшизу, потому что там, скорее всего, расскажут, что нужно делать. Франшиза действительно помогла, но только на самых первых шагах. Когда молодые предприниматели покупают франшизу и думают, что им дают какой-то готовый продукт и бизнес, то это 100% не так. Даётся только направление, определённый алгоритм, как можно действовать, но чтобы бизнес развивался, нужно делать очень много других действий: работать с командой, заниматься маркетингом, смотреть тренды, постоянно работать с клиентской базой, делать рассылки, пуш-уведомления, поздравлять с днями рождениями, какие-то акции проводить и прочее.
Особенности индустрии и управление командой
В индустрии красоты есть один нюанс: клиенты идут к мастеру. Редко, когда они идут именно в какой-то барбершоп или салон красоты. Когда ты только открываешь барбершоп, очень большая проблема найти компетентного и опытного сотрудника. В Москве сейчас перегретый рынок: очень много барбершопов, предложений для барберов много, самих барберов мало, соответственно, идёт «гонка вооружений» между филиалами и салонами. Каждый хочет перетянуть к себе хорошего барбера, потому что это актив, который приносит деньги. Если нет опыта управления командой, то это очень сложно — мотивировать человека перейти на новое место, где ты не можешь ему гарантировать, что сразу будут клиенты, что он точно будет зарабатывать больше, чем на другом месте. У меня этот опыт, к счастью, был.
Ещё важный момент, который я хочу отметить в этом бизнесе, — нужен глобальный контроль за работой администраторов, за обменом контактами между мастером и клиентом. У меня предусмотрены штрафы за это, они довольно большие — 100 тысяч рублей. Если я выясню, что был такой прецедент и барбер обменялся контактами с клиентом, то мастеру грозит штраф. Для барбера это довольно высокая санкция, с учётом того, что зарплаты в индустрии — 100-120 тысяч у более-менее хороших мастеров. Большая ошибка многих барберов — фантазии о том, что они уйдут, возьмут кресло, откроют сами салон, и у них там будет просто максимальная прибыль. Обычно такие мастера закрываются, не работают. Отличие хорошего предпринимателя от мастера в том, что хороший предприниматель оценивает риски и вовремя их нивелирует, а мастер всё оценивает с позиции мастера.
Барбершоп в ТЦ
У франшизы есть особенность — «защита территории». У каждого франчайзи есть определённая территория, которая, условно говоря, «защищена». Это полтора километра. И это сильнее ограничивает поиск точки, потому что надо смотреть, что не пересекаешься с другой такой же франшизой в эти полтора километра радиуса. Если бы я открывался сейчас, то стал бы это делать на втором этаже торгового центра. Торговые центры в Москве постепенно умирают, количество людей там с каждым годом становится всё меньше, это видно. Надо нормально считать трафик, а не ориентироваться на то, что тебе говорит арендодатель, потому что арендодатель всегда врёт раз в десять.
Клиентский опыт очень сильно изменился именно в ритейле и рознице. Лучше открывать стрит-ритейл: на первом этаже, с панорамными окнами, которые уже будут делать классную рекламу. Вывеску легче сделать. В торговом центре тяжело её повесить, потому что есть определённые слоты, и ты должен их выбивать.
Сейчас уже нет смысла метаться с места на место. Ведь клиенты не готовы пройти даже лишний километр, чтобы подстричься. Все стригутся либо рядом с работой, либо рядом с домом. Большинство людей районные. Барбершоп — это районный бизнес.
Лайфхак про общение с конкурентами
Когда открываешь франшизу, то никогда не надо общаться с нытиками и теми, у кого всё плохо. Когда я открывал бизнес, я себе чётко поставил цель, что мне надо найти тех предпринимателей, у которых такая же франшиза, как у меня, и кто суперуспешен. И я общался только с ними.
Вот, например, ты хочешь открыть шоурум, берёшь на районе несколько чеков, на них написано количество клиентов, пишется сколько за год чеков, прикидываешь, какой средний чек, анализируешь, какая точка самая успешная. Делаешь всё, чтобы встретиться с этим предпринимателем. Я реально так сделал. Нашёл топовые точки в Москве. Одна из них была у метро Кантемировская. Сначала написал в телеграме, что только открываю салон, и попросил поделиться опытом. Люди думают, что их пошлют, но нет. Владелец мне сказал: «Приезжай, пообщаемся». Когда я приехал, он менял кресла. Говорит: «Да возьми мои». В итоге, я купил кресла со скидкой. Он также помог мне с мебелью, советами, как и где искать барберов, где покупать косметику, дал все контакты. Кучу вещей мне подсказал, на которых вначале можно было бы подорваться, если бы я слушал этих 80% неуспешных. Надо всегда ориентироваться на успешных людей. Успешные люди не просто так успешные, значит они что-то делают правильно.
Допуслуги — главное
У меня есть куча примеров, когда мне говорили: «Да в смысле в барбершопе продавать допуслуги? Да никто не будет покупать! Это никому не нужно, это никому не надо! Делать какие-то комплименты — это никому не нужно, никому не надо!». Всё это полная чушь! Допуслуги — это основной драйвер чистой прибыли. Если у бизнеса плохой средний чек и ты не продаёшь допуслуги, то лучше закрывай бизнес. Лучше закрыться в каком-то убытке, чем дальше закапываться в долгах. То, что сейчас не получилось, не значит, что потом не получится. Продать бизнес, в принципе, легко, готовые бизнесы все продаются. Зафиксируй убыток, проанализируй, что у тебя вышло не так, и открывай следующий бизнес. Не надо бояться делать ошибки. Ошибки — это самое главное в бизнесе. Ошибки учат больше, чем достижения.
Бизнес очень сильно меня прокачал. И в плане работы, и в плане мышления. Я бы всем советовал хоть раз в жизни попробовать открыть свой бизнес, потому что те эмоции, тот драйв, кайф и адреналин, когда ты получаешь первые результаты, на обычной работе никогда не получишь. Когда в декабре 2021 года мы сделали миллион выручки, то счастливей меня, наверное, в тот момент не было никого. Только такие же безумцы-предприниматели, которые открыли своё дело.
Что делать с первой прибылью?
Новые предприниматели, запомните раз и навсегда, первую прибыль никогда, никогда! нельзя снимать с расчётного счёта и класть себе в карман. Любую прибыль первые полгода нужно реинвестировать в бизнес.
Когда открываешь бизнес, ты должен понимать, что у тебя на год есть деньги, чтобы покрывать свои жизненные потребности. Либо параллельно надо работать. Мой опыт релевантен. Можно успевать это делать, если очень сильно этого хотеть. Но многие уходят с работы, открывают бизнес, переоценивают свои возможности. Любой бизнес не запускается так, что прибыль появляется с первого месяца. Только в случае с хайп-продуктами, как какой-нибудь спиннер. Но у хайп-продуктов есть большая проблема: они действует месяца два, потом они уже не работают. Структурный бизнес сразу не окупается, это очень долгая работа, и точки безубыточности очень разные, в зависимости от сферы деятельности. Я открылся в декабре 2019 года, тут надо ещё отметить, что через три месяца началась мировая пандемия и три месяца никто не работал. Мой бизнес, соответственно, тоже не работал. И даже при этом в ноль мы вышли через полгода после того, как открыли бизнес. А на четырнадцатый месяц, в феврале 2021 года, мы вместе с компаньоном начали нормально вытаскивать деньги.
Что делать, если совместный бизнес не заладился?
Сейчас барбершопу уже 3,5 года, я единоличный собственник, потому что выкупил долю у своего компаньона в прошлом году.
У любого бизнеса, который ты открываешь с компаньоном или другом, есть слабое место. Если вы на берегу не договорились о зоне обязанностей и о том, как делить чистую прибыль с учётом этой зоны обязанностей, то могут возникнуть конфликты. Например, когда ты понимаешь, что чистая прибыль делится 50 на 50, а функционала, который двигает бизнес вперёд, ты делаешь больше. Соответственно, я занимался развитием бизнеса, а мой компаньон занимался хозяйственными вопросами и постепенно, с каждым месяцем, доля моего влияния в бизнесе увеличивалась. Я предложил ему, хотя это было очень трудно, выкупить его долю. В нашем случае мы разошлись хорошо и остались друзьями.
Совет на миллион (и больше)
Давая совет молодым предпринимателям, я скажу фразой, которую услышал в фильме The Founder («Основатель»). Самое главное в бизнесе — это persistence. На русский это переводится, как настойчивость. Настойчивость и вера в то, что у тебя всё получится. Ты всегда будешь сталкиваться с какими-то обстоятельствами, но именно настойчивость и видение своего бизнеса в будущем двигают тебя вперёд даже в те моменты, когда кажется, что уже ничего не работает.
Я бы посоветовал предпринимателям не бояться принимать решения, которые кажутся неудобными. Недосказанности очень сильно влияют на интерес развития бизнеса. Если бы я не выкупил долю партнёра, то, скорее всего, я бы не вырос так в этом году. Я пошёл на курсы, начал ещё больше вливаться в этот бизнес, потому что понял, что вся чистая прибыль, которую мне сейчас приносит дело, это моя прибыль. Мне интереснее стало. Сейчас у меня пять барберов и два администратора, т.е. семь человек в подчинении и я. Команда, можно сказать, восемь человек.