Ваш товарный знак должен отличаться от уже существующих по внешнему виду, звучанию и другим параметрам. Если он будет похож на обозначения конкурентов, вы можете получить многомиллионный иск и будете вынуждены провести ребрендинг.
В статье разберём, можно ли не регистрировать товарный знак, какие штрафы предусмотрены нарушителям и как избежать рисков.
Обязательно ли регистрировать свой товарный знак
Вы можете использовать официально неоформленный товарный знак — работать без свидетельства от Роспатента.
Но надо понимать, что такая политика опасна по двум причинам:
Ваш используемый, но незарегистрированный товарный знак могут перехватить. Например, конкурент или патентный тролль оформит ваше раскручиваемое обозначение на себя. Потом придёт к вам с претензией, а затем, если его требования не будут удовлетворены, подаст иск.
Патентный тролль — это человек или бизнес, который сам не выпускает продукцию и не оказывает услуги, а покупает или регистрирует чужие патенты или товарные знаки, чтобы требовать деньги у реальных компаний.
Под удар патентных троллей попадают не только маленькие предприятия, но и крупные компании — МТС, ушедшие из России KFC и McDonald’s, а также многие другие. Некоторым фирмам, пройдя несколько инстанций, удаётся отбить атаку. Однако кто-то проигрывает в первом суде и останавливается на этом.
Вы можете случайно нарушить чужие права. Даже если вы придумали товарный знак самостоятельно, он может быть неуникальным и совпасть с уже зарегистрированным обозначением другого бизнеса. В этом случае правообладатель также направит претензию, а затем обратится в суд, где, скорее всего, выиграет. А вы будете вынуждены заплатить компенсацию и принудительно ребрендироваться.
Совет: лучше всего зарегистрировать товарный знак на старте бизнеса, независимо от его размера. Это минимизирует риски судебных споров в будущем.
Какая ответственность грозит нарушителю
Если бизнес использует чужой зарегистрированный товарный знак, его могут привлечь к ответственности:
- Гражданско-правовой — взыскать компенсации через суд и обязать провести ребрендинг.
- Административной — оштрафовать за продажу контрафакта или недобросовестную конкуренцию.
- Уголовной — в редких случаях при крупном ущербе.
Иногда нарушителю назначают сразу несколько видов санкций.
Как закон защищает официально оформленный знак
Товарный знак регистрируется только в тех классах Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), которые вы выбираете при подаче заявки. Всего их 45, на старте своего дела обычно используют не более пяти.
Представим, что вы оформляете товарный знак своего бренда «Пчёлка» в 30-м («Продукты питания») и 35-м классе («Реклама»). Эксперты проверяют, нет ли схожих обозначений у конкурентов. Если нет, ваш вариант регистрируют на 10 лет с возможностью неоднократного продления — подробнее в статье 1491 Гражданского кодекса РФ. Свидетельство от Роспатента поможет защитить бизнес, если кто-то попытается использовать схожее название или оформление.
Например, если в вашей сфере появится ещё одна незарегистрированная «Пчёлка», вы сможете потребовать компенсацию от 10 тысяч до нескольких миллионов. Размер суммы определяется судом: учитывается длительность и характер нарушения, а также масштаб ущерба для бренда.
Рассмотрим реальные кейсы
Два примера из практики, они показывают, к чему приводит несоблюдение прав на товарный знак.
Кейс 1. Почти 13 млн рублей компенсации за использование чужого знака
В деле № А40-36777/21 правообладатель взыскал с конкурента такую существенную сумму. Разбирательства длились два года: нарушитель настаивал на снижении компенсации, но суды всех инстанций решили иначе. Они указали, что у компании не было никаких законных прав использовать чужой зарегистрированный товарных знак.
Размер выплаты истец рассчитал, ориентируясь на двукратную стоимость товара, который нарушитель успел продать по контракту.
Кейс 2. Почти 1,2 млн рублей за копию обозначения на маркетплейсе
В деле № А 21-829/2021 предприниматель обнаружил в интернет-магазине товар с копией своего зарегистрированного знака. Ответчик пытался доказать, что он является ненадлежащей стороной в этом деле и привлекать к ответственности надо другое лицо, но суд эти доводы отклонил.
С нарушителя взыскали сумму, которая равна подтверждённой однократной стоимости товаров, выставленных на продажу.
А теперь расскажем, как закрепить за собой обозначение и защитить бренд от претензий конкурентов.
Как зарегистрировать уникальный товарный знак
1. Придумайте обозначение и проверьте его уникальность через базы данных Роспатента, можно использовать сервис «Онлайн Патент». Лучше привлечь для такой оценки патентного поверенного: он выявит потенциальные риски и предложит корректировки.
2. Подайте заявку на регистрацию. Процесс рассмотрения долгий, но если ваш товарный знак уникальный, вероятность отказа будет минимальной.
3. Используйте зарегистрированное обозначение. Теперь вам не страшны никакие конкуренты и патентные тролли — у вас на руках охранный документ, защищающий права.












