Если вы купили кассу для бизнеса, то можете вернуть часть потраченных денег. Государство предоставляет налоговый вычет за покупку ККТ, чтобы поддержать предпринимателей. Разберёмся, кто имеет право на компенсацию, как её оформить и на что обратить внимание при возврате вычета за покупку кассы.
Кто может получить вычет
Вы купили кассу для работы и хотите уменьшить затраты — у вас есть на это право. Но не все предприниматели могут получить вычет. Давайте разберёмся, кто может рассчитывать на такую компенсацию, а кто — нет.
Кто может получить вычет:
- ИП на патенте — ПСН.
- ИП с сотрудниками в штате и без них.
- Предприниматели и юридические лица, которые работают в новых регионах России. Налогоплательщики Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей могут вернуть до 28 тысяч рублей за покупку кассы. Этот вычет действует для предпринимателей и юрлиц на УСН и ПСН. Применить вычет можно на одну кассу, фискальный накопитель, нужное программное обеспечение и услуги по установке и настройке техники.
Кто не может получить вычет:
- Юридические лица — вычет положен только ИП.
- ИП на ОСН, УСН с объектом «Доходы минус расходы» и на едином сельскохозяйственном налоге — ЕСХН. Для этих режимов вычет на покупку ККТ в законе не предусмотрен.
- Те, кто нарушил сроки — например, если предприниматель начал принимать оплату наличными до регистрации кассы. Это считается нарушением.
- Те, кто получал вычет ранее по кассе — компенсацию можно получить только один раз за одну ККТ.
- Те, кто купил устаревшую модель без фискального накопителя.
- Те, чья касса была зарегистрирована до вступления в силу поправок в 54-ФЗ.
Если для вашего вида деятельности обязательное применение ККТ ввели с 1 апреля 2025 года, а вы купили кассу в марте 2025 года и зарегистрировали её в ФНС — вы не получите компенсацию, потому что сделали это раньше срока.
Предположим, вы зарегистрировали и купили кассовый аппарат 2 апреля 2025 года — уже после наступления обязанности, но при этом ещё не начинали торговать — тогда можете получить вычет.
ИП на патентной системе налогообложения начал продавать одежду с 1 апреля. Кассу он купил и зарегистрировал только 10 апреля. То есть с 1 по 9 апреля он принимал оплату наличными и не выдавал чек покупателям. Ответственность за отсутствие кассы регламентируется в п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, при нарушении 54-ФЗ вычетом воспользоваться нельзя, помимо этого, предприниматель рискует нарваться на штрафы.
Основные особенности компенсации
Государство компенсирует часть затрат, если касса была куплена и зарегистрирована в рамках требований закона № 290-ФЗ, который дополняет закон № 54-ФЗ. Это отличная возможность для малого бизнеса снизить затраты на покупку кассы.
Вы купили онлайн-кассу за 25 000 рублей. Государство вернёт вам 18 000 рублей. Если касса стоила 15 000 рублей, то компенсируют только эту сумму.
На какие ККТ распространяется вычет
Вы можете вернуть часть денег за покупку кассового аппарата, но только если касса соответствует определённым требованиям. Давайте разберёмся, на какие именно кассы распространяется вычет.
Чтобы рассчитывать на компенсацию:
- Покупайте только новые кассы — за б/у оборудование вычет не предусмотрен.
- Выбирайте модели из реестра ФНС — перед покупкой проверьте, есть ли ваша касса в официальном списке.
- Следите за техническими требованиями — к аппарату нужно докупить фискальный накопитель и зарегистрировать кассу в ОФД.
Например, для вашего вида деятельности обязательное применение ККТ ввели с 1 апреля 2025 года, а вы купили кассу в марте 2025 года и зарегистрировали её в ФНС — вы не получите компенсацию, потому что сделали это раньше срока.
Если же вы зарегистрировали и купили кассовый аппарат 2 апреля 2025 года — уже после наступления обязанности, но при этом ещё не начинали торговать — тогда можете получить вычет.
Например, вы купили новую кассу Эвотор-7 за 25 000 рублей, зарегистрировали её в ФНС и используете в своём магазине, то вы можете вернуть до 18 000 рублей.
Вы взяли кассу Атол-90Ф в аренду за 3500 рублей в месяц или купили б/у кассу Штрих-М, тогда вычет для вас недоступен.
Нужно ли подтверждать расходы документально
Все документы должны быть оформлены на того, кто подаёт на вычет. Если вы ИП, документы должны быть на вас лично, а не на родственника или сотрудника.
При потере чека или отсутствии акта установки могут отказать в компенсации, лучше восстановить эти документы до того как подадите заявление.
Как подать заявку на вычет: пошаговая инструкция
Перед подачей заявки убедитесь, что у вас есть полный пакет документов, который мы описали в предыдущей главе.
Шаг 1. Заполните заявление
Используйте готовый бланк, который можно скачать на сайте налоговой или получить в отделении.
Шаг 2. Отправьте заявление и документы
Шаг 3. Подождите решения налоговой
Обычно это занимает до 30 календарных дней. Если всё в порядке, вам перечислят деньги на указанный счёт.
Шаг 4. Что делать, если отказали
Проверьте причины отказа в уведомлении. Часто это бывает из-за отсутствия документов или ошибок в заявлении. Исправьте ошибки и подайте заявление заново.
Сроки для подачи документов
Допустим, вы купили и поставили кассу на учёт в налоговой в апреле 2025 года. В этом случае при расчёте налога за второй квартал подайте заявку на вычет. Не забудьте к заявлению приложить все документы.
К примеру, вы пропустите налоговый период, в котором была зарегистрирована касса, то вы не опоздаете — уведомление на компенсацию затрат на ККТ можно подать в течение всего календарного года — до 31 декабря 2025 года.