Содержание
В начало
  • Статьи
  • Как проанализировать рынок и конкурентов перед запуском нового продукта

Как проанализировать рынок и конкурентов перед запуском нового продукта

Даём список данных и сервисов для сбора и оценки информации

Если начинаете развивать бизнес, в первую очередь необходимо изучить рынок: оценить спрос на товар или услугу, проанализировать конкурентов и их стратегию. Это нужно, чтобы сформулировать чёткое позиционирование и понять, как ваш продукт будет отстраиваться от конкурентов и привлекать свою аудиторию. 


Анализ ёмкости рынка или анализ спроса — исследование, которое необходимо провести, если вы хотите вывести новый товар или услугу на рынок или расширить географию текущего бизнеса. Проанализировать конкурентов нужно, чтобы сформулировать чёткое позиционирование и понять, как ваш продукт будет отстраиваться от них. А анализ спроса поможет увидеть, как сильно клиенты заинтересованы в продукте и какой потенциал роста у бизнеса.

Для оценки ёмкости рынка нужно определить следующие параметры:
Целевая аудитория — люди, на которых нацелен ваш продукт. Чем точнее описание, тем лучше. Например, молодёжная спортивная обувь премиум-сегмента нацелена на молодых людей 20–35 лет с достатком выше среднего. Остальные тоже могут её купить, но не являются ядром целевой аудитории. Чтобы определить вашу ЦА, можно пользоваться любыми открытыми источниками, включая официальную статистику Росстата. Подробнее о том, как определить целевую аудиторию и ценность продукта, мы рассказываем в курсе про интернет-маркетинг.
География рынка — область, в которой будет работать ваш бизнес. Чем более узкая география, тем меньше потенциального спроса. Например, салон красоты ограничен ближайшими кварталами, а интернет-магазин автозапчастей, доставляющий заказы по всей России, — границами страны.
Сезонность — востребованность продукта в разное время года. Иногда продукт сильно зависит от сезонности. Например, максимальный спрос на кондиционеры приходится на жаркий период.
Трендовость — динамика и перспективность рынка. Для определения этого параметра возьмите показатели ёмкости рынка за последние 2–3 года и определите, наблюдается ли увеличение спроса на товары. Если спрос увеличивается, значит, динамика положительная, и наоборот.

Такая аналитика позволяет правильно определить бюджет на рекламное продвижение, а также рассчитать потенциальную рентабельность инвестиций в маркетинг.

Вот самые популярные сервисы для исследования спроса:
Яндекс Вордстат — там можно смотреть частотность запросов.
Планировщик ключевых слов от Google — в нём можно посмотреть стоимость клика и общий бюджет.
Google Trends — там показывается динамика популярности запросов.

Помимо рынка в целом, необходимо исследовать конкурентов — компании, которые продают похожие товары и услуги. Конкурентный анализ — неотъемлемая часть маркетинговой стратегии. Он даёт понять, с кем вы боретесь за покупателя, который в интернете находится «в одном клике» от вас.


В зависимости от задачи изучайте и прямых, и косвенных конкурентов. 

Обязательно исследуйте:
сильные и слабые стороны продукта;
позиционирование: уникальные торговые предложения;
коммуникационную стратегию, отзывы клиентов;
ассортимент: цены, рейтинг, способы покупки и доставки, условия возврата;
ценообразование;
сайт: общий вид, функциональность, посещаемость, источники трафика, инструменты продвижения;
представленность бизнеса на разных площадках: соцсети, маркетплейсы и так далее.

При более детальном анализе конкурентов используются разные инструменты и сервисы, например, SimilarWeb, SEMRush, Spywords, Serpstat и другие.


Всю полученную информацию необходимо структурировать в удобном виде, чтобы на её основе принимать взвешенные решения относительно продвижения продукта в этом рынке и конкурентной среде. Это может быть таблица в Excel или доска в Miro, главное, чтобы вам было удобно работать с этими данными и анализировать их.