Представим ситуацию: у вашей компании хороший оборот и высокая рентабельность, но денег всё время не хватает, и вы регулярно попадаете в кассовый разрыв. По расчётам, исходя из заложенной наценки и постоянных расходов, вы заработали за последний месяц 1,5 миллиона рублей. Но зайдя в интернет-банк, вы видите, что на счету всего 600 тысяч рублей. Где же деньги?
Понять, в чём тут проблема, поможет балансовый отчёт, или просто баланс. Такой отчёт обязательно составляют все компании на общей системе налогообложения. Однако пригодится он всем предпринимателям, вне зависимости от налогового режима, ведь он помогает понять, в каком состоянии находится ваш бизнес на конкретный момент времени.
В балансе фиксируются все активы и пассивы вашей компании.
Баланс рекомендуется составлять раз в месяц или квартал, отслеживая структуру статей и их динамику во времени.

Давайте разбираться, из чего складывается отчёт. Для наглядности мы будем изучать баланс на конкретном примере — предпринимателе Игоре и его компании, продающей радиаторы.
Активы
Активы — это то, что есть у вашего бизнеса: имущество, товары, сырьё, задолженность контрагентов, деньги. В управленческом балансе активы выстраиваются от более ликвидных к менее ликвидным: это позволяет держать первые в фокусе внимания.
Ликвидность показывает, насколько быстро вы можете реализовать актив и получить с него деньги. Чем быстрее это возможно, тем выше ликвидность. Максимальная ликвидность у самих денег, ведь они не требуют дополнительных операций.
Активы бывают оборотными и внеоборотными. Начнём с оборотных.
Касса, банковский счёт, депозиты
Всё это отражает деньги, которые у вас есть на сегодняшний день, и которые вы готовы направить в бизнес. Здесь, как и в любом другом финансовом отчёте, указываются только деньги компании, без учёта денег, которые предприниматель планирует потратить на свои нужды.
.webp)
Дебиторская задолженность
Это долги контрагентов перед вами. Например, вы отгрузили товар клиенту с отсрочкой оплаты в 30 дней. Или вы заплатили за разработку сайта, но сделают его только через месяц. Всё это — примеры дебиторской задолженности, то есть примеры ситуаций, когда вы замораживаете деньги. Которые вы получите, но позже — в виде денег от покупателей или же товаров и услуг от поставщика.

Запасы, товары, сырьё
Это остаток материальных ресурсов, которые у вас есть прямо сейчас для дальнейшей продажи покупателям и тем самым превращения этих остатков в деньги.

Все статьи баланса, которые мы разобрали выше, — это оборотные активы компании, то есть то, что оборачивается в процессе деятельности и приносит вам новые деньги.
Оборотный капитал
Это деньги, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность и запасы. То есть это всё, что движется, превращается в деньги и становится доходом, растущим с каждым новым циклом.

Теперь посмотрим на внеоборотные активы, менее ликвидные, которые окупаются дольше и которые сложнее продать.
Основные средства
Это транспорт, техника, станки для производства, дорогостоящий инструмент, недвижимость. В общем, всё, за счёт чего и на чём работает бизнес.

Пассивы
Пассивы — это источники активов. Они могут быть как собственными — например, то, что вы вложили в бизнес на старте или в процессе работы, — так и привлечёнными. Например, кредиты, займы, лизинг, задолженности перед поставщиками и покупателями за неотгруженный товар, задолженность по заработной плате или аренде.
В разделе «Пассивы» статьи расположены в порядке срочности: чем выше в отчёте находится статья, тем скорее обязательство нужно закрыть — банкам, контрагентам, собственникам или другим кредиторам.
Налоги и сборы, задолженности перед бюджетом, по аренде, зарплате — всё это первоочерёдные краткосрочные задолженности, которые нужно оплатить как можно скорее.
Обратите внимание
В пассивах отражаются начисленные, но пока неуплаченные налоги.

Игорь благополучно закрывает срочные задолженности за счёт денежного потока от деятельности компании. Но если бы клиентов в этот день у Игоря не было, сотрудники не получили заработную плату, а арендодатель мог расторгнуть договор аренды.
Всегда контролируйте кредиторскую задолженность — то есть ваши долги перед контрагентами. Давайте рассмотрим, откуда она может возникнуть.
Например, у вас может быть долг перед поставщиками. Товар вы получили, и их стоимость уже учтена в статье «Товары», но деньги за них ещё не перевели, т. к. вам дали отсрочку.
Отсрочка от поставщика как один из видов стороннего финансирования — полезный инструмент. За время действия отсрочки вы можете продать товар, купить новый, ещё раз продать, вовремя оплатить задолженность и заработать. Но чтобы поставщики вам давали такие преференции, нужно беречь свою репутацию и всегда, всегда платить вовремя.
Задолженность также может быть перед покупателями за будущую отгрузку или услугу, за которую они вам уже заплатили. Например, покупатель перевёл аванс за поставку оборудования, но оборудование вы ещё собираете на складе. То есть, по сути, вы должны покупателю ровно столько, сколько он вам заплатил.

Следующие по срочности — обязательства перед банками, другими кредиторами, лизинговыми компаниями и третьими лицами, например, компаниями-партнёрами. Обязательства делятся на долгосрочные и краткосрочные.
- Краткосрочные обязательства — это кредиты, займы и лизинги со сроком возврата до 12 месяцев.
- Долгосрочные обязательства — это кредиты, займы, лизинги со сроком возврата более 12 месяцев.
Разделение обязательств на срочные и несрочные покажет вам:
Здоровое отношение текущей ликвидности — это когда все оборотные активы равны обязательствам со срочностью до 12 месяцев. Размер краткосрочных долгов не должен превышать размер оборотных активов.

Собственный капитал складывается из разницы между активами и всеми обязательствами. А формируется он из стартовых вложений собственника — например, денег или имущества — и прибыли, которую компания получает в процессе деятельности. Если бизнес прибыльный, то собственный капитал растёт. Если компания несёт убытки, собственный капитал падает.
Давайте резюмируем, на что стоит обращать внимание в балансе.
Собственный капитал
Обращайте внимание на его динамику между отчётными периодами. Их вы определяете сами: это может быть месяц, квартал, год. Если капитал растёт — отлично! Отслеживайте, насколько он прирос за отчётный период. Идеальная ситуация — если собственный капитал растёт на сумму чистой прибыли. Если же ваш собственный капитал, наоборот, снизился, значит, бизнес сработал в убыток. Стоит перепроверить отчёт о прибылях и убытках, поискать в нём ошибки. Возможно, какие-то расходы не отражены в отчётах, из-за чего прибыль получается завышенной.
Финансовые организации называют эту зону внимания коэффициентом финансовой независимости, который рассчитывается как отношение собственного капитала ко всем активам компании. Полученные процент показывает, какая доля бизнеса создана за счёт собственных средств. Чем выше показатель, тем устойчивее бизнес. А вот снижение показателя свидетельствует о том, что компания становится излишне зависима от внешнего финансирования.
Оборотный капитал
Важно понимать, за счёт чего он образован — чужих денег или денег бизнеса. Оборотный капитал должен быть больше суммы вашего долга по срочным обязательствам, которые нужно оплатить в течение ближайших двенадцати месяцев. Не лучшая, но допустимая ситуация — когда оборотный капитал и обязательства равны. В этом случае чистый оборотный капитал — то есть оборотный капитал за минусом текущих обязательств — равен нулю. Чистый оборотный капитал показывает, может ли ваша компания рассчитаться по обязательствам, не оставшись совсем без денег. И лучше всего, если он образован за счёт чистой прибыли компании.
Эффективность оборотного капитала
Даже если у вас оборотного капитала больше, чем долгов, вполне может быть ситуация, что товары не продаются. Например, оборотный капитал может состоять из товаров, которые не продаются. Значит, стоит пересмотреть ассортимент, сделать анализ спроса на рынке, провести инвентаризацию склада — возможно, там давно нет товаров, с продажи которых вы хотите получить выручку. Или же есть задолженность со стороны покупателей: вам должны, но срок оплаты давно прошёл, и деньги вы так и не получили. Из-за этого у вас возник дефицит денег, вам нечем платить контрагентам, несмотря на высокую наценку и минимальные постоянные затраты.
Если какая-то из ситуаций вам знакома, обратите внимание на баланс и состав оборотных активов. Так вы сможете найти замороженные деньги и понять, что нужно сделать, чтобы оборотный капитал вновь стал эффективным.
Эффективность внеоборотного капитала
Другое название этой зоны внимания — ресурсоотдача, которая рассчитывается как отношение выручки к стоимости активов. Если у вас в собственности есть оборудование, транспорт, недвижимость, но в бизнесе они не используются или используются не на полную мощность, вы теряете в выручке. Возможно, в таком случае эффективнее арендовать транспорт или сдавать соседям неиспользуемую часть недвижимости.
Краткосрочные обязательства
Отслеживайте, кому и сколько вы должны в ближайшей перспективе, в разрезе. Так вы сможете прогнозировать платежи, распределять ликвидность и чётко понимать, где может возникнуть кассовый разрыв. А ещё, опираясь на данные, вы сможете вовремя принять решение о кредитовании: например, открыть возобновляемую кредитную линию и пользоваться ею в моменты дефицита.
Собирать баланс самостоятельно не нужно: используйте шаблон, в котором учтены все нюансы. Вам остаётся только адаптировать его под специфику вашего бизнеса и начать применять в работе.