Содержание
В начало
Абсолютные причины
Относительные причины отказа
В каких ещё ситуациях могут отказать в регистрации товарного знака?
Есть ли конкретные примеры отказов Роспатента?
Что делать заявителю, чтобы не получить отказ?
  • Статьи
  • Отказы в регистрации товарного знака

Почему отказывают в регистрации товарного знака и как этого избежать

Рассказываем об основных причинах отказа и о том, как этого не допустить

Причины отказа в регистрации товарного знака можно разделить на две условные групп: абсолютные и относительные. Рассмотрим каждый из этих пунктов отдельно.

Абсолютные причины

Абсолютные причины отказа возникают, когда материалы для регистрации бренда не соответствуют требованиям законов.

По российскому законодательству не стоит вносить в обозначение товарного знака:

Общеупотребительные символы и слова. Например, «Шуба», «Хлеб».
Описательные (выбранное слово не должно называть вид деятельности или товар), ложные термины.
Согласные буквы и цифры, которые не обладают внешней оригинальностью. Это характеризуется как товарный знак без различительной способности.
Слова с ошибками, нарушающими правила русского языка. Например, «Адежда», «Калбаса».
То, что может ввести потребителя в заблуждение по поводу изготовителя товара или места производства.
Понятия, которые прямо противоречат общественным интересам и нормам морали.
Государственную символику, наименования официальных международных организаций и стран мира.
Имена известных людей без их согласия (или наследников).

Относительные причины отказа

В отличие от абсолютных причин — строгих требований закона, которые обязательно нужно выполнять, относительные обстоятельства более гибкие.

Если оформляемый товарный знак сходен с уже зарегистрированным брендом, то представленное Роспатенту обозначение корректируют. Например, можно уменьшить спорный элемент на логотипе, то есть превратить его из доминирующего в непреобладающий. Также тот, кто подаёт заявку, может доказать ведомству, что бренды неоднородны.

В каких ещё ситуациях могут отказать в регистрации товарного знака?

Ситуация № 1. При оценке предоставленных материалов эксперты Роспатента нередко задают дополнительные вопросы заявителю. Если вы не ответите на них в установленные сроки, получите отказ.

Ситуация № 2. Заявитель поменял свои реквизиты, но не стал информировать об этом орган власти. Роспатент направил замечания, но не получил никакой обратной связи от инициатора регистрации. Это может потенциально привести к отказу в оформлении бренда.

Ситуация № 3. Роспатент может отказать в регистрации, если заявку неправильно оформили. Например, предоставили не те документы, допустили в них серьёзные ошибки либо не оплатили пошлину.

Есть ли конкретные примеры отказов Роспатента?

Конечно.

Американская корпорация планировала оформить на себя бренд GENEVA. Однако пройти проверку госоргана им не удалось. Эксперты ведомства заявили, что покупатель, ориентируясь на этот товарный знак, будет считать, что место производства товаров — это Женева в Швейцарии. При этом фирма-производитель никакого отношения к Европе не имеет. А значит, это обман потребителя.

Ещё один интересный случай. Предприниматели хотели заполучить себе товарный знак «ТАН», начав производство химических продуктов, кофе, чая, фармацевтики и многого другого. Роспатент отказал им в этом. Он заявил, что регистрация такого бренда введёт потребителей в заблуждение: ведь в российских продуктовых магазинах продают кисломолочный напиток тан. Суды поддержали позицию ведомства.

Что делать заявителю, чтобы не получить отказ?

Во-первых, нужно досконально соблюдать требования российского законодательства. Не стоит включать в свой товарный знак элементы, которые оскорбляют других, эпатируют общество, вводят клиентов в заблуждение или просто описывают продаваемый товар.

Во-вторых, перед началом процедуры регистрации проведите обязательную комплексную проверку своего бренда. Он не должен дублировать уже оформленное в той же сфере ни с визуальной позиции, ни даже со звуковой. Спорные доминирующие объекты на товарном знаке лучше всего переформатировать, изменить их положение или объём.

В-третьих, правильно соберите пакет документов (список есть на официальном сайте Роспатента). И не забудьте оплатить пошлины.

В-четвёртых, будьте постоянно на связи со специалистами Роспатента. Не игнорируйте их замечания.

В-пятых, если поступил предварительный отказ, внимательно изучите причины этого решения. Скорректируйте документы, основываясь на позиции экспертов ведомства, или представьте им аргументированный ответ.