Зарегистрировать можно не только привычные словесные и графические товарные знаки, но и нестандартные.
Каждый из этих зарегистрированных брендов даёт возможность увеличить стоимость нематериальных активов компании-правообладателя, а также защищает уникальные черты продукции и, соответственно, увеличивает продажи.
В этом материале мы подробнее расскажем о звуковых и обонятельных товарных знаках.
Звук как товарный знак
В реестре Роспатента сейчас зарегистрировано около 90 звуковых товарных знаков. Самые известные — позывные или вокальные композиции популярных радиостанций. У Радио Шансон, например, несколько вариантов: первый, второй. Зарегистрированы и другие звуки: звуковое сопровождение рекламных и информационных материалов у РЖД, Яндекс Такси, Mastercard, АвтоВАЗа, Das ist Thomas, «Вимм-Билль-Данн», Toyota и даже мурчание кошки у Whiskas.
Процедура оформления таких обозначений стандартная. Для подачи заявки требуется комплект документов, в том числе нотная запись или фонограмма. Эти требования к прописаны в приказе Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482 (в редакции от 20.09.2024). Всё это рассматривается экспертами. Если юридических претензий к представленному нет, то есть знак является уникальным и оригинальным, соответствующим стандартам длительности, — его одобряют, а заявителю выдают свидетельство.
Как это выглядит на практике
Вот один из относительно новых зарегистрированных брендов Яндекс Такси. Инструмент исполнения — таблично-волновой синтезатор без аранжировки. Мелодия в тональности ми-бемоль минор длится 12 секунд. Размер такта — четыре четверти.
Та же тональность и тот же синтезатор использовался Яндекс Такси в ещё одном звуковом бренде, который зарегистрировали в 2022 году. Знак длится 7,5 секунды и имеет такой же размер такта. Он отличается тем, что звучит однократно и направлен вниз по мелодической линии, в отличие от первого варианта, который повторяется дважды и стремится вверх.
Ещё один пример — РЖД. Помните мелодию, которая звучит перед любым рекламным или иным объявлением в поездах? Она тоже является товарным знаком.
Звуковые знаки оформляют не только в России. Например, в других странах зарегистрированы: звуковой сигнал зажигалки Zippo, рык льва от киностудии Metro-Goldwyn-Mayer, мелодия вызова Nokia, заставка Netflix и другие.
Обонятельные товарные знаки
Российское и международное законодательство позволяет регистрировать и обонятельные товарные знаки. Но процедура считается сложной, со множеством факторов и этапов. Например, для экспертизы может потребоваться химическая формула объекта, семпл с ароматом и расшифровка состава композиции. Подробный список предоставляемых Роспатенту документов можно посмотреть здесь.
Международная практика регистрации таких знаков неоднозначна. Например, британское патентное ведомство не одобрило регистрацию запаха парфюма Chanel № 5, но в это же время не стало чинить препятствия бренду «сильного запаха горького пива» для дротиков в игре дартс.
В США и Австралии подобные знаки регистрируют проще. В Соединённых Штатах сохраняет свою силу зарегистрированный товарный знак, описываемый так: сладкий, слегка мускусный аромат ванили с добавлением лёгких ноток вишни, сочетающейся с запахом солёного пшеничного теста. Это запах пластилина. В Австралии недавно оформили запах лимонной травы для спа-салона.
В России, кстати, тоже был подобный случай регистрации обонятельного товарного знака. В 2011 году в стране зарегистрировали бренд под названием «Кожаный аромат» (ТЗ № 470375). Один из парфюмеров смог доказать его уникальность. Предполагалось, что бренд будет использоваться для духов. Однако информации о коммерческом применении знака нет. А сейчас он уже не действует.
Патентные поверенные отмечают сложность и нестандартность оформления обонятельных товарных знаков. Они подчёркивают, что вместо аромата допустимо зарегистрировать другие элементы — например, внешний вид флакона или коробки. Также возможна регистрация объёмного товарного знака.
Выводы
Зарегистрировать можно как звуковой, так и обонятельный товарный знак. Это поможет создать неповторимый стиль вашей компании. Однако в случае с ароматами лучше рассмотреть альтернативные способы защиты. Например, можно зарегистрировать упаковку или форму флакона, как это сделано для Chanel № 5, чьи упаковка и флакон защищены товарным знаком.