Если вы работаете на УСН, то с 2025 года должны платить НДС, когда доход превысит 60 млн рублей. Для предпринимателей, в том числе селлеров маркетплейсов, это приведёт к нескольким последствиям: нужно менять ценовую политику, потому что цена продажи товаров станет выше, маржинальная прибыль снизится, сложнее будет вести бухгалтерский и налоговый учёт. Чтобы вам было проще подготовиться к началу работы с НДС, мы собрали рекомендации.
Шаг 1. Проверьте, не нужно ли платить НДС уже сейчас
Шаг 2. Определите свой доход за 2024 и 2025 год
Как рассчитать доход
Доходы рассчитываются так же, как при определении налога на УСН.
Как учитывать НДС — на примере рекомендаций из Базы знаний для селлеров Ozon.
Покупатель заплатил за товар 1000 рублей. Маркетплейс удержал 200 рублей в счёт комиссии и услуг и перевёл вам 800. На объекте «Доходы», учитывайте для расчётов 1000 рублей. На объекте «Доходы минус расходы» ваш доход — 800 рублей.
С какого момента платить НДС
Шаг 3. Выберите ставку НДС
С 2025 года предприниматели на УСН могут выбрать пониженные ставки вместо базовых. При доходе до 250 млн рублей — 5%, от 250 до 450 млн рублей — 7%. Лимиты ежегодно индексируются, актуальные вы можете посмотреть на сайте ФНС.

Учитывая ограничения, важно хорошо представлять структуру доходов и расходов, чтобы выбрать подходящие ставки. В одной из статей мы сравнивали налоговую нагрузку и прибыль при работе с НДС 5, 7 и 20%. Если продаёте только товары, которые облагаются по ставке 10%, можете сравнить её с пониженными аналогичным способом.
Выбранную ставку не нужно подтверждать: налоговая увидит её в декларации по НДС.
Шаг 4. Настройте личный кабинет для уплаты НДС
Нужно указать, что вы сами станете плательщиком, выбрать ставку налога и подключить возможность получения вычета для покупателей-юрлиц.
Настройка «Селлер — плательщик НДС»
Как сообщить, что вы будете платить налог:
- На Wildberries. В правом верхнем углу нажмите «Профиль» → «Настройки» → «Данные продавца». В поле «Форма организации» выберите свою форму регистрации бизнеса и пункт «с НДС».
- На Ozon. Откройте раздел «Настройки» → «Информация о компании» → «Редактировать». В поле «Ставка НДС» укажите выбранную ставку и сохраните настройки. Ставка будет автоматически отображаться в карточках, УПД, счетах-фактурах и чеках.
- На Яндекс Маркете. Внизу слева нажмите на название магазина → «Юридические данные» → «Договор» → «Об организации» → «Изменить данные». Укажите вашу налоговую ставку.
Настройка ставки НДС в карточках товаров
Если её не указать, в чеках автоматически будет указываться, что НДС 20%. На некоторых маркетплейсах, например, на Яндекс Маркете, этот этап выполняется одновременно с предыдущим.
Вот как выглядят чеки Ozon, Wildberries и Яндекс Маркета, когда продавец — плательщик НДС.
Настройка «Вычет входящего НДС для покупателей-юрлиц»
Она нужна, чтобы компании могли снижать свою налоговую нагрузку после покупки ваших товаров. Например, на Ozon это происходит так: откройте раздел «Настройки» → «Продажа товаров юрлицам» → активируйте переключатель «Документооборот с юрлицами».

Формулировки в личном кабинете иногда меняются. Если возникнут трудности, вам поможет техподдержка маркетплейса.
Шаг 5. Подключите электронный документооборот (ЭДО)
Перейти на него придётся, чтобы сдавать декларацию по НДС: её принимают только в электронном виде.
Хорошо, когда оператор совмещает обе эти функции, так вам будет проще работать с маркетплейсом и контрагентами, сдавать отчётность.
Шаг 6. Организуйте учёт и отчётность
Чтобы понять, кто будет формировать счета-фактуры и универсальные передаточные документы (УПД), нужно внимательно читать договор или обратиться в поддержку. Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет выступают посредниками и работают по агентскому договору или договору комиссии. Чаще всего они сами оформляют документы, но всегда есть нюансы.
Какими документами нужно будет заниматься, когда станете плательщиком НДС?
Счета-фактуры или УПД, которые объединяют в себе счета-фактуры и первичку. Они обязательны для продаж ИП и юрлицам: отражают суммы налога, подтверждают право на вычет.
Сводная справка о продажах физическим лицам. Справка заменяет счета-фактуры и УПД. Её составляют без учёта возвратов, раз в месяц или квартал — законодательство не установило, как часто это делать.
Декларация по НДС. Отчёт сдают раз в квартал — до 25 апреля, июля, октября и января за I, II, III и IV квартал соответственно.
Книга покупок. Она понадобится, чтобы подтвердить вычет на входящий налог, если работаете с базовыми ставками.
Книга продаж. Её заполняют поквартально, на основе сводного отчёта маркетплейса о продажах. В книгу нужно внести счета-фактуры, УПД, сводные справки о продажах физлицам и сумму налога.
Информацию из книги продаж и книги покупок в конце квартала переносят в разделы 8 и 9 декларации по НДС.
Шаг 7. Сообщите контрагентам о том, что вы будете плательщиком НДС
Почему это важно поставщикам
Поставщики должны знать, что вы начнёте платить налог. Это влияет на оформление документов и на возможность поставщика заявить вычет на входящий НДС.
Почему это важно покупателям
Шаг 8. Проконсультируйтесь со специалистом
Если работаете без бухгалтера, его необязательно нанимать.
В будущем рассчитать налоги и доходы, заполнить и сдать отчётность поможет сервис онлайн-бухгалтерии. Это надёжнее, чем заниматься учётом в одиночку, и дешевле, чем нанимать сотрудника.