Содержание
В начало
Что такое Мадридский протокол
Как это выглядит на практике для россиян
Остаётся ли Мадридская система самой удобной
Сколько стоит регистрация по Мадридской системе
  • Статьи
  • Регистрация товарных знаков за рубежом

Как регистрировать товарные знаки за рубежом

Рассказываем, как зарегистрировать свой бренд в нескольких странах мира, используя возможности Мадридского протокола

Если вы планируете организовать своё дело на международном уровне в нескольких странах, то регистрировать товарные знаки лучше всего через Мадридскую систему: подав одну заявку, можно запросить охрану своих брендов сразу в 131 государстве мира! Как это сделать — расскажем в нашем материале.

Что такое Мадридский протокол

В конце XIX столетия начался процесс международной кооперации. В 1891 году представители разных держав подписали Мадридское соглашение, а в конце XX века — протокол.

Мадридское соглашение предусматривало централизованную регистрацию брендов в государствах-участниках, если гражданин или юрлицо оформили товарный знак в своей стране. Протокол же существенно усовершенствовал этот механизм, дополнив его: так, например, заявителям, проживающим на территории подписавших документ стран, для начала процедуры регистрации достаточно представить подтверждение того, что заявка подана в национальный орган.

Список государств-членов Мадридской системы постоянно расширяется. Например, в него входят Германия, Италия, Иран, Китай, Бельгия, Румыния. Полный список можно посмотреть здесь.

Системой пользуются как российские резиденты для подачи заявок за рубежом, так и иностранные предприятия (в том числе ушедшие из России) для регистрации своих товарных знаков в РФ. Например, японская Sega в марте 2025 года подала заявки на регистрацию брендов Colorful Stage! и Shinobi Art of Vengeance. Примечательно, что среди заявок можно найти и знаменитого маскота корпорации ежа Соника в различных вариантах.

Как это выглядит на практике для россиян

Зарегистрировать товарный знак в Мадридской системе не очень сложно. Разберёмся, как это сделать.

Шаг 1. Подайте заявку на регистрацию своего обозначения в Роспатент.

Список документов включает:



  • Соответствующее заявление с указанием идентификационных данных обращающегося.
  • Само обозначение и его описание.
  • Перечень товаров или услуг, для которых требуется регистрация.

Шаг 2. Через Роспатент направьте международную заявку во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), указав нужные страны. Для этого на руках нужно иметь официальную бумагу, которая подтверждает приём документов в Роспатент, или само свидетельство о регистрации.

Шаг 3. И Роспатент, и ВОИС проверяют полученные документы на соответствие требованиям. Например, Бюро ВОИС оценивает, оплачены ли международные пошлины, указаны ли контактные данные обращающегося, хорошего ли качества приложены изображения к заявке. ВОИС не проводит экспертизу регистрируемого образца. Если претензий нет, то бюро публикует информацию о товарном знаке в Международном реестре.

Шаг 4. Бюро направляет информацию о планируемой регистрации в каждую указанную в заявке страну. Национальные органы, ответственные за оформление товарных знаков, рассматривают поступившие от ВОИС документы. Патентные ведомства, получив материалы, проводят экспертизу образца или товарного знака. Они вправе одобрить или заблокировать вашу заявку полностью или частично. Это может быть связано с тем, что заявитель, например, не стал соблюдать какие-то уникальные местные нормативные положения, предъявляемые к оформлению.

Шаг 5. Если поступил отказ, свяжитесь с патентным ведомством нужной страны самостоятельно. И скорректируйте свой товарный знак под национальные параметры.

В среднем, если претензий от национальных органов к регистрируемому объекту нет, то вся процедура получения юридической защиты через ВОИС займёт около 18 месяцев.

Остаётся ли Мадридская система самой удобной

Да.

Оформляющий бренд, направляя общую заявку, которая соответствует нормативным стандартам большинства стран мира, может быть уверен на 99%, что его товарный знак будет оформлен. А дополнительные затраты на переводчиков и местных патентных поверенных исключены.

Мадридская система — это:



  • Универсальность.
  • Возможность отслеживать регистрацию обозначения в онлайн-режиме в специальной системе eMadrid.
  • Понятность и доступность.

Сколько стоит регистрация по Мадридской системе

Заявитель, отправляя заявку в ВОИС, оплачивает в швейцарских франках три вида пошлин:


  • Первая — основная. 653 франка с вас возьмут за чёрно-белый товарный знак, 903 — за цветной.
  • Вторая — стандартная пошлина. За указание каждого государства-члена Мадридской системы — сверху взимается ещё 100 франков. Если в заявке указано более трёх классов регистрации товарного знака, за каждый следующий взимается ещё по 100 франков. 
  • В некоторых случаях вместо стандартных пошлин берут индивидуальные.

Размеры всех платежей можно посмотреть здесь.

Помните, что кроме международных пошлин, потребуется также заплатить Роспатенту за подачу и пересылку заявки. Тарифы на эти услуги опубликованы на официальном сайте правовой информации.