Содержание
В начало
Выбор формата бизнеса: ИП, ООО или самозанятость
Инструкция по регистрации бизнеса 
Нужна ли вам лицензия или разрешительные документы
Требования к водителям
Первоначальные вложения
  • Статьи
  • Бизнес по грузоперевозкам с нуля

Бизнес по грузоперевозкам с нуля: как стать боссом на колёсах

Что предусмотреть на старте и какие вложения понадобятся

Интернет-магазинам, строительным компаниям и другим видам бизнеса нужно доставлять грузы в сохранности и в срок. Если вы рассматриваете рынок грузоперевозок, важно подумать, с чего начать и какие особенности работы существуют. Рассмотрим, в какой форме зарегистрироваться, перечислим подходящие коды ОКВЭД, расскажем о разрешительных документах и первоначальных расходах.

Выбор формата бизнеса: ИП, ООО или самозанятость

Самозанятость

Чтобы заниматься перевозкой грузов, самозанятый должен учитывать ограничения режима НПД и ограничения в этой сфере.

Ограничения режима НПД:


  • Доход должен составлять до 2,4 млн рублей в год.
  • Нанимать работников запрещено, но можно заключать договор ГПХ.
  • Самозанятые не могут заниматься некоторыми видами деятельности, но перевозка грузов не входит в этот список.

Ограничения в сфере грузоперевозок:


  • Можно работать только по договору оказания услуг. Услуга в этом случае состоит в том, что самозанятый будет управлять автомобилем, но не несёт ответственности за груз. Это невыгодно заказчику, так как риски ему придётся взять на себя.
  • Для перевозки многих отходов, опасных, тяжёлых и крупногабаритных грузов нужно разрешение или лицензия. Самозанятым эти документы не выдают.

Не всем заказчикам актуальна транспортировка таких грузов. Однако, учитывая работу по договору оказания услуг, самозанятость для бизнеса по грузоперевозкам, вероятно, не подойдёт. Подобного мнения придерживается и «Гарант».

Чем могут заниматься самозанятые в рамках своего режима, мы писали в этой статье

ИП

Заниматься бизнесом по грузоперевозкам разрешено на любом налоговом режиме.

Плюсы регистрации ИП:



  • Это быстро. Быстро и бесплатно открыть ИП можно в Альфа-Банке — понадобится только паспорт и СНИЛС. Банк сам уплатит пошлину за регистрацию бизнеса.
  • Можно нанимать сотрудников. Это преимущество не действует для ИП на НПД, так как им нельзя заключать трудовые договоры с работниками. На АУСН их может быть пять, на ПСН — 15, на УСН — до 130, а на ОСН лимита нет.
  • Лимит годового дохода высокий. Для ИП на ОСН ограничений нет, на УСН — до 450 млн рублей, на АУСН и ПСН — до 60 млн рублей. А вот ИП на НПД не могут зарабатывать более 2,4 млн рублей. 

Несмотря на преимущества, всегда есть нюансы:


  • Выбирать ЕСХН нецелесообразно: доля дохода от несельскохозяйственной деятельности должна быть не более 30%, иначе право на спецрежим будет потеряно. 
  • Обсуждается законопроект для реформы, по которой в 2026 году на ПСН запретят заниматься грузоперевозками и снизят лимит дохода до 10 млн рублей. Пока документ не принят. 
  • ИП на НПД может заключить договор перевозки груза — ДГП. По нему перевозчик берёт ответственность за груз на себя, а не просто его доставляет. Поэтому заказчик может взыскать с ИП возможные убытки.
Образец договора перевозки груза
23.21 Кб

В каких случаях нужно сразу открывать ООО

ООО для бизнеса по грузоперевозкам подойдёт, если у вас есть:



  • Опыт предпринимательства в малом бизнесе, но в другой сфере. 
  • Крупные потенциальные заказчики и надёжные партнёры (хотя открыть компанию можно и с одним учредителем).

Регистрация ООО позволяет разделить ответственность и расходы между учредителями, снизить их личную ответственность. Это не догма, но такая форма бизнеса выглядит серьёзнее в глазах клиентов.

У ООО есть и недостатки: больше нюансов при регистрации и ликвидации, нужно вести бухучёт, а вывести прибыль не так легко, как в ИП.

Основные документы, необходимые для регистрации ООО
Основные документы, необходимые для регистрации ООО

Открыть ООО тоже можно в Альфа-Банке. Понадобятся паспорт и СНИЛС, а остальные документы сотрудники бесплатно сформируют сами и уплатят пошлину за регистрацию.

Инструкция по регистрации бизнеса 

У нас есть инструкции по регистрации ИП и ООО, поэтому ниже разберём нюансы, связанные с началом бизнеса по грузоперевозкам.

Коды ОКВЭД для грузоперевозок

Все возможные виды деятельности указаны в классификаторе, для перевозки грузов подойдут разделы 49 и 52.

Какой ОКВЭД выбрать бизнесу на грузоперевозках
Какой ОКВЭД выбрать бизнесу на грузоперевозках

Выбор системы налогообложения 

О режимах для ООО и ИП у нас тоже есть статьи, поэтому кратко расскажем о налогах, а отчётность рассматривать не будем.

Основные налоги бизнеса


В зависимости от режима:



  • На ОСН: для ИП — НДФЛ (от 13 до 22%), для ООО — налог на прибыль (до 25%). 
  • На УСН — 6% с дохода или 15% с разницы между доходами и расходами, в зависимости от объекта налогообложения. Есть и региональные пониженные ставки. 
  • На АУСН 8% с дохода или 20% с разницы между доходами и расходами. 
  • На ПСН налог равен стоимости патента и зависит от многих факторов, в том числе количества машин в автопарке. Их может быть не более 20.
  • На НПД — 4% с дохода от физлиц и 6% с дохода от ИП и юрлиц.

НДС — 0, 10 или 20%. В 2026 году планируется увеличить ставку с 20 до 22%. На УСН есть и пониженные ставки налога — 5 и 7%.

Имущественные налоги: на землю, транспорт и имущество.

Для сотрудников с выплат удерживают НДФЛ, а также делают страховые взносы на травматизм (от 0,2 до 8,5%) и по единому тарифу (30%, но есть и льготные ставки). Для множества работодателей хотят отменить льготные ставки с 2026 года, но решение пока не принято. На АУСН есть только взносы на травматизм.

ИП на ОСН, УСН и ПСН платят фиксированные и дополнительные взносы (если доход превысил 300 тысяч за год). Они позволяют уменьшить налог к уплате на УСН и на патенте.

Делать всё вовремя поможет календарь налогов и отчётности для самозанятых, ИП и ООО.

Нужна ли вам лицензия или разрешительные документы

Для перевозок внутри страны лицензия не нужна, если грузы не опасные и если не используется спецтранспорт.

Перевозка опасных грузов

Существует Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов — ДОПОГ. В нём описано девять классов опасных грузов — некоторые примеры вы видите ниже.

Некоторые грузы считаются опасными только в больших объёмах: в зависимости от груза — от 30 грамм или от 5 кг.

Чтобы заняться бизнесом на грузоперевозках с нуля, для опасных грузов:


  • Перевозчик должен получить разрешение Ространснадзора. В заявлении нужно указать данные о машине, грузе и маршруте, уплатить госпошлину. Разрешение выдают на определённый срок или конкретную перевозку, потом документ нужно оформлять заново. 
  • Сотрудникам нужно пройти обучение ДОПОГ в Ространснадзоре и получить особое свидетельство. Это касается водителей, которые перевозят опасные грузы, и людей, находящихся с ними в кабине, например, экспедиторов.

Стаж водителя в соответствующей категории должен быть не меньше трёх лет. Его нужно подтвердить трудовой книжкой или договорами о перевозке грузов.

Свидетельство ДОПОГ внешне похоже на водительское удостоверение
Свидетельство ДОПОГ внешне похоже на водительское удостоверение

Перевозка тяжёлых и крупногабаритных грузов

Чтобы возить подобные грузы, тоже нужно разрешение. Аналогично предыдущему, документ оформляют для маршрута или на определённый срок. 

Груз называют тяжеловесным или крупногабаритным, если он превышает стандартные нормативы хотя бы по одному из параметров.

Получить разрешение можно на Госуслугах или в личном кабинете перевозчика. К заявлению нужно приложить параметры транспорта, его паспорт или свидетельство о регистрации, схему маршрута и даты перевозки, а также уплатить госпошлину. Чтобы подать заявление, нужна электронная подпись.

Личный кабинет перевозчика на сайте Росдормониторинга
Личный кабинет перевозчика на сайте Росдормониторинга

Перевозка отходов

Классы опасности отходов указаны в ст. 4.1 ФЗ-89 — всего их пять. Для перевозки отходов I–IV класса понадобится лицензия Росприроднадзора. Документы, которые нужно приложить к заявлению, указаны на сайте ведомства. Подать заявление можно на Госуслугах — понадобится электронная подпись.

Классы опасности отходов
Классы опасности отходов

Требования к водителям

Требования к водителю грузового автомобиля

Они перечислены в п. 5 Приказа Минтранса № 282.

Водитель должен:


  • Знать требования, которые предъявляются к водителям легковых автомобилей (п. 4 Приказа).
  • Знать, для чего нужны, как устроены и работают механизмы, приборы и детали грузового автомобиля, включая полуприцепы и прицепы.
  • Уметь использовать разные виды тахографов. Это приборы, которые регистрируют скорость и расстояние, а также время работы водителя.
  • Иметь российское водительское удостоверение.

Требований к водительскому стажу в случае перевозки обычных грузов нет.

Отдельные требования существуют для водителей, которые перевозят опасные грузы (п. 9 Приказа).

Вот некоторые из них:



  • Знать правила перевозки грузов по ДОПОГ: какие виды опасности бывают; как избежать аварии и что делать, если она произошла; какие меры предосторожности соблюдать при погрузке, перевозке, разгрузке и так далее. 
  • Уметь оказывать первую помощь пострадавшим при перевозке опасного груза.
  • Иметь свидетельство ДОПОГ.

Также есть требования для водителей тяжеловесных и крупногабаритных грузов, они перечислены в п. 10 Приказа.

Оформление путевых листов и журналов

Путевой лист — это первичный учётный документ, который оформляют на каждое транспортное средство для перевозки грузов. Он подтверждает право водителя управлять автомобилем, фиксирует маршрут, пробег, расход топлива и другую информацию. Во время рабочих поездок путевой лист должен храниться в машине. Документ могут проверить сотрудники Ространснадзора, ГИБДД, ФНС и Трудовой инспекции. 

Какие данные содержит путевой лист и как его заполнить в бумажном виде, сказано в Приказе Минтранса № 390. Форма для электронных путевых листов утверждена Приказом ФНС от 17.02.2023 № ЕД-7-26/116@.

Кто заполняет путевой лист


Если транспорт в собственности, это может делать диспетчер, механик или другой ответственный сотрудник:



  • Перед выездом на маршрут.
  • Раз в месяц, но тогда нужно ежедневно делать необходимые отметки. 

Если транспорт в аренде, это делает:



  • Арендатор — когда аренда без экипажа, то есть без водителя. 
  • Арендодатель — когда аренда с экипажем.

Журнал учёта путевых листов — это документ, в котором регистрируют все выданные и возвращённые путевые листы. Он нужен для контроля и учёта использования транспорта, но с 2023 года перевозчиков освободили от этой обязанности.

Первоначальные вложения

В начале бизнеса самые большие траты — покупка транспорта и эксплуатационные расходы:



  • Если денег на покупку недостаточно, стоит рассмотреть лизинг или кредит
  • В расходы на эксплуатацию входят: техобслуживание, ремонт, расходники (топливо, масла, фильтры, тормозные колодки, замена колёс и так далее).
  • Лучше выбрать несколько надёжных поставщиков, с которыми можно работать без предоплаты, а в идеале — с постоплатой или рассрочкой. В этом бизнесе обычно сначала перевозят груз, а потом получают деньги. Поэтому удобная схема работы с поставщиком будет снижать нагрузку на перевозчика.

Эксперты kp.ru составили таблицу примерных стартовых расходов, которые появятся, если открывать бизнес грузоперевозок с нуля.

Это тоже пригодится